Постсоветское шампанское

Российские производители шампанского наивно полагали, что брэнд «Советское» не может быть зарегистрирован на какую-то одну компанию. Но, похоже, они ошибались. Роспатент удовлетворил заявку федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт» на регистрацию марки «Советское игристое».

«Советское» – самый раскрученный брэнд шампанского на российском рынке. На его долю, по данным исследовательского агентства «Бизнес Аналитика», приходится чуть более 50% продаж игристого вина в дешевом сегменте. Теперь все 25 производителей «Советского» (среди них такие крупные предприятия, как Московский комбинат шампанских вин, «Корнет») будут вынуждены платить «Союзплодоимпорту» роялти в размере 80 копеек за бутылку. Если учесть, что в год производится порядка 60 млн бутылок «Советского шампанского», то доход ФКП от этой марки составит $1,6 млн. Деньги эти в бюджете логиновской компании будут не лишними: 2002 год предприятие, выдающее лицензии на производство «Столичной» в России, закончило с нулевой прибылью. Итоги 2003 года компания до сих пор не огласила.

Отечественные производители шампанского оказались в патовой ситуации. Выбор невелик: платить роялти или судиться. Но в памяти народной свеж еще пример с Юрием Шефлером, владельцем компании СПИ, который в 1997 году приватизировал водку «Столичная». Различные ведомства пять лет пытались отсудить у Шефлера права на «Столичную» – у Владимира Логинова, бывшего замминистра сельского хозяйства, а ныне гендиректора «Союзплодоимпорта», на это ушел год. В итоге производители водки, платившие роялти Шефлеру, теперь платят его «Союзплодоимпорту», а сам Шефлер вынужден скрываться за границей. Эта экзекуция наглядно демонстрирует мощь административного ресурса главы ФКП и уменьшает выбор российских виноделов ровно в два раза.

Впрочем, пути к отступлению виноделы начали готовить еще года три назад (видимо, чувствовали, что Шефлером дело не закончится), когда рядом с «Советским шампанским» на полках магазинов появилось шампанское «Российское». Кроме того, крупные компании развивают и собственные брэнды: у московского «Корнета» есть «Надежда», у осетинского «Истока» – «Золотая коллекция». И хотя в первой десятке самых продаваемых марок шампанского семь позиций по-прежнему контролирует «Советское» от разных производителей, теперь у отечественных виноделов появится еще один повод заняться маркетингом.