Посуда ядерной эры
В списке материальных ценностей массовой культуры, подаренных миру Америкой, почетное место занимает фаст-фуд. Наряду с джинсами, колой и жевательной резинкой индустрия быстрого питания, зародившись в США, успешно распространилась по всему миру, успев, как и подобает всякому значимому явлению, завоевать как горячих поклонников, так и ненавистников. К числу первых прежде всего относятся совсем юные отпрыски и подростки (всякий желающий имел возможность проверить, что в московских McDonald's некуда деться от детских криков); вторые же наградили священные для первых закусочные презрительным определением junk food (помоечная пища). Однако фаст-фуд вряд ли стал бы тем, что он представляет собой сегодня, если бы не одна мелочь. Мелочь - это одноразовая посуда. Компания Dart Container, производящая посуду, которую используют шесть из десяти крупнейших американских компаний fast food, - это не мелочь.
Зарождение и массовое развитие фаст-фуда в Штатах в 50-е годы потребовали от пионеров индустрии не только особых рецептов приготовления блюд, но и специальной посуды. Традиционная фарфоровая или фаянсовая посуда для этих целей не годилась - она требовала масштабных затрат на постоянную мойку, да и ее количество, необходимое для ориентированной на постоянный поток клиентов закусочной, превысило бы все мыслимые пределы. Выход был найден в одноразовой посуде: ее не надо мыть, она крайне дешева, компактна при хранении и легко поддается утилизации. Вначале материалом для одноразовой посуды служил специальный картон, не лишенный, впрочем, некоторых недостатков. Картонные стаканчики, размокая, протекают; высокая теплопроводность картона не дает держать стакан с обжигающим кофе или чаем в руках; слабые теплоизолирующие свойства этого материала приводят к тому, что горячие напитки и супы быстро остывают. На смену картону пришла лишенная этих недостатков посуда из пищевого пластика и из пенопластовой пены (EPS Foam Cup), в разработке которой решающую роль сыграли корпорация Dart Container и ее основатель Уильям Дарт. За сорок с лишним лет, прошедших с момента основания, эта частная (non-public) компания, находящаяся в собственности семейного патриарха Уильяма Дарта и его наследников, стала мировым лидером в производстве одноразовой посуды и упаковки. Семейное состояние Дартов в настоящее время оценивается в $3,1 млрд. И это еще одно доказательство того, какие серьезные деньги можно сделать на, казалось бы, несерьезных вещах.
Разработка самой технологии производства посуды из пенопластовой пены, запатентованная Дартом, стала первым шагом Dart Container на пути к успеху. Продукт, что называется, «пошел» и принес его создателям монопольную сверхприбыль. Она была инвестирована в строительство и оснащение первого производственного комплекса в городке Леола, штат Пенсильвания, запущенного в 1964 году. Впоследствии к нему прибавились еще 11 заводов на территории Соединенных Штатов, разбросанных от Восточного до Западного побережья, включая Средний Запад, и пять производств в Канаде, Англии, Мексике, Австралии и Аргентине. Сейчас компания располагает полным производственным циклом, начинающимся с выработки пены из мономера стирола (в США у Дартов действуют два собственных химических производства) и заканчивающимся утилизацией использованной посуды. Вертикальная интеграция внутри корпорации проявляется даже в наличии дочерней транспортной компании Dart Transportation (DTX) с солидным грузовым автопарком.
Стратегия роста Dart Container была подчинена росту рынка. Запуск новых заводов был связан не с появлением у владельцев компании лишних денег, а с уменьшением транспортных издержек, с приближением к потребителю. Сейчас каждый завод компании имеет свою зону ответственности и «приписанных» к нему клиентов. Пластиковая посуда хотя и невесома, но довольно объемна при транспортировке - отсюда и стремление сэкономить на ее подвозе. Кстати, очередной, двадцатый завод Dart Container строит сейчас в Китае, где индустрия fast food молода, но, как и подобает бизнесу в великой стране, перспективна и находится на крутом подъеме.
Тут самое время спросить: появится ли завод Дартов в России? Представители фирмы отвечают вполне определенно: появится в том случае, если этого потребуют интересы рынка. Количество закусочных самой распространенной из числа клиентов Dart Container ресторанной сети - McDonald's во всей России примерно равно количеству ее же закусочных, приходящихся на один американский округ (низовая административно-территориальная единица штата, примерно соответствующая нашему району). Пока же увидеть логотип Dart Container, не выезжая из России, можно на одноразовой посуде в недавно открывшихся московских закусочных сети Canadian Bagels, а также на стаканах с «быстрым» супом Noodles, упакованных в картон и полиэтиленовую пленку и в изобилии продающихся по всей Руси великой.