«Посыл Китая в том, что есть мир за пределами США»: юань борется за место под солнцем
На протяжении последнего года правительство председателя КНР Си Цзиньпина занималось продвижением юаня за пределами страны. Соглашения о переходе на новую валюту расчета заключались по всему миру — от России и Саудовской Аравии до Бразилии и Франции. По всей видимости, Китай серьезно задался целью ослабить влияние США на мировые денежные потоки. О противостоянии двух экономик, бегстве стран к альтернативным валютам и препятствиях на пути к свободным международным платежам в юанях, — в материале «Компании».
Место под солнцем
На протяжении последних пяти лет мировая общественность наблюдает за противостоянием Китая и США. Разногласия между крупнейшими экономиками мира возникают регулярно и касаются разных вопросов — от IT-технологий и TikTok до независимости Тайваня и раздела сфер влияния на рынке. «Сейчас между США и Китаем идет война на истощение в области инвестиций и финансов», — отмечает соучредитель компании по управлению активами Eurizon SLJ Capital Стивен Джен.
В 2023 году Соединенные Штаты по-прежнему остаются явным финансовым гегемоном, однако не стоит недооценивать юань, который занимает все большее место в международной финансовой системе, пишет Bloomberg. В прошлом году китайская валюта значительно укрепила свои позиции. Этому во многом способствовали жесткие санкции в отношении России. Дело в том, что сила большинства ограничений заключалась в распространенности доллара как резервной валюты.
«Открыто превращая доллар в оружие, США и их союзники рискуют спровоцировать ответный удар, который может подорвать американскую валюту и расколоть международную финансовую систему на конкурирующие блоки, что может ухудшить положение всех сторон», — предупреждали аналитики Financial Times в апреле 2022-го.
Беспокойство из-за доминирования доллара и понимание возможных последствий американских санкций подтолкнули ряд стран и компаний к валютной диверсификации. Так, например, в конце прошлого месяца Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) и французская Total Energy провели первую сделку по продаже сжиженного природного газа в юанях.
Блокировка валютных резервов РФ стала дополнительным стимулом для перехода некоторых государств на альтернативные валюты. В результате использование юаня при расчетах за российский экспорт в прошлом году выросло в 32 раза.
Увеличению объема использования китайской валюты в международных сделках также способствовало открытие границ КНР после трех лет жесткого карантина.
«Посыл Китая сегодня в том, что есть мир за пределами США и Запада. Пекин фактически говорит: вы нам не нужны и нам не нужен ваш доллар», — комментирует глава отдела глобального распределения активов и сопредседатель отдела глобального управления инвестициями в Азиатско-Тихоокеанском регионе в офисе UBS Global Wealth Management в Гонконге Адриан Церчер.
Встречи на высоком уровне
После снятия ковидных ограничений Си Цзиньпин, вступивший во второе десятилетие своего правления КНР, предпринял ряд шагов по укреплению репутации страны за границей. Первые зарубежные поездки китайского лидера были связаны с посещением ключевых поставщиков энергоносителей — Саудовской Аравии и России. Результатом переговоров стало подписание новых договоренностей с Эр-Риядом и Москвой об экономическом и стратегическом сотрудничестве и углублении партнерства.
Поездки президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы и президента Франции Эммануэля Макрона в Пекин также сопровождались множеством новых коммерческих соглашений. Первые лица Бразилии и Китая подписали двусторонние соглашения в области космоса, торговли, инвестиций, цифровой экономики и технологических инноваций, а также обсудили совместные усилия по борьбе с бедностью и карантинным надзором. Итогом визита Макрона стало подписание нескольких экономических договоренностей в сфере транспорта, энергетики, сельского хозяйства и культуры.
Более того, Китай сыграл центральную роль в примирении Ирана и Саудовской Аравии. 10 марта 2023 года стороны подписали соглашение о возобновлении дипломатических отношений, прерванных в 2016 году.
Препятствия на пути юанизации
Бросить вызов доллару юаню мешает его зарегулированность. Валюта не является полностью конвертируемой и до сих пор существуют ограничения на использование юаня в таких областях, как трансграничные кредиты и портфельные инвестиции.
«Полностью международный юань не может быть создан до тех пор, пока Китай не предоставит большую свободу валюте», — уверен бывший главный экономист Goldman Sachs Group Джим О'Нил.
Свободно конвертируемая валюта (СКВ) — валюта, которую можно обменивать (конвертировать) на валюту другого государства без каких-либо ограничений со стороны законодательства страны-эмитента и его надзорных органов. При этом правом свободного обмена могут пользоваться как резиденты, так и нерезиденты страны.
Степень конвертируемости валюты обычно определяется центральным банком страны.
Простая инертность юаня, которая проистекает из его привязки к преобладающей резервной валюте, также является серьезным препятствием на пути широкого признания китайской валюты в качестве альтернативы доллару.
Сегодня юань является пятой по популярности валютой для трансграничных платежей. Без учета операций между странами, использующими евро, в конце марта на него приходилось 1,7% международных платежей. Для сравнения: за аналогичный период на доллар пришлось примерно 50%, на евро — 22% (данные не включают транзакции, совершаемые с помощью китайской альтернативы SWIFT — CIPS).
Аналитики прогнозируют рост интереса к китайской валюте на фоне опасений перед санкциями США и растущей роли КНР в качестве кредитора.