Потанин разделит Росбанк на ЦФА и благотворительность
Президент «Интерроса» и «Норникеля» Владимир Потанин пожертвует значительную часть своего капитала на благотворительность. Росбанк станет первым активом, чьи акции пойдут на эти цели. О планах передать весь заработанный капитал на благотворительность Потанин заявлял еще в 2010 году.
Крупный пакет акций Росбанка (до 50%) перейдет в эндаумент основанного Потаниным еще в 1999 году благотворительного фонда. «Таким образом, целевые капиталы фонда достигнут запланированного размера в 100 млрд рублей, что обеспечит финансовую устойчивость и долгосрочность его благотворительных программ», — говорится в заявлении Потанина (есть в распоряжении «Компании»). По его словам, «Интеросс» уже начал процесс передачи актива в эндаумент фонда. При этом сам миллиардер не войдет в руководство Росбанка и эндаумента — управлять ими будут независимые директора.
До появления в России эндаументов передать благотворительным фондам не живые деньги, а капитал было невозможно. Законопроект о фондах целевого капитала лоббировали, в частности, Потанин и «Интеррос», и не без результата — документ был подписан президентом Владимиром Путиным в 2006 году.
Первым эндаументом в стране стал фонд МГИМО, созданный в 2007 году по инициативе его ректора Анатолия Торкунова и трех выпускников вуза — бизнесменов Фаттаха Шодиева, Алишера Усманова и Владимира Потанина.
Потанин в своем заявлении утверждает, что предприниматели должны сделать благотворительность «частью своих бизнес-моделей». По этому пути уже идет «Интеррос», в котором есть понятие «народный капитализм» — превращение работников компаний в их бенефициаров, отмечает бизнесмен. По его словам, реалистичной эту идею делают современные цифровые технологии и новое законодательство о цифровых финансовых активах (ЦФА). Поэтому 10% акций кредитной организации будут переданы самому банку, а на эти бумаги выпустят ЦФА, которые разделят между сотрудниками Росбанка, «что сделает их бенефициарами его бизнеса», объяснил Потанин. Таким образом, сотрудники смогут получать доход от бумаг, как и акционеры. При этом риски, которые обычно связаны с владением акциями, тоже сохраняются. Потанин уверен, что это решение укрепит «независимый статус Росбанка».
Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это цифровые права, которые включают требования денег, права по ценным бумагам и передаче их требования, а также участие в капитале непубличных акционерных обществ.
ЦФА, как и криптовалюты, работают на основе блокчейна, но речи о децентрализации не идет — ЦФА имеют конкретное юрлицо, ответственное за его мену или обращение.
Между тем Потанин несколько лет подряд активно продвигал идею создания ЦФА и даже возглавил рабочую группу по разработке закона о цифровых валютах, который вступил в силу в январе 2021 года. Платформа «Атомайз», основным инвестором которой выступил «Интеррос», в начале февраля 2022 года первой в стране получила от Центробанка статус оператора информационной системы по управлению ЦФА. В 2022-м платформа выпустила три промышленных токена — на металлы «Норникеля».
Наследственный эндаумент
Потанин еще в 2010 году собирался передать свои капиталы на благотворительность, оставив детям лишь подстраховочный «минимум». «Мой капитал должен работать на благо общества, — говорил Потанин в интервью The Financial Times. — Мои дети растут, их отец — миллиардер, известный человек. <...> Какие у них стимулы для того, чтобы чего-то в жизни добиваться?»
С того момента Потанин начал делать довольно последовательные шаги к этой цели, одним из первых стало создание эндаумента. Помимо участия в капитале эндаументов, Потанин щедро финансировал благотворительные проекты, инициативы науки и искусства. В прошлом году фонд Потанина занял первое место в рейтинге 20 частных благотворительных фондов богатейших российских бизнесменов, составленном Forbes. В 2013 году он первым из российских предпринимателей присоединился к инициативе бизнесмена Билла Гейтса и инвестора Уоррена Баффетта Giving Pledge («Клятва дарения»). Она предполагает пожертвование не менее половины состояния на благотворительные цели.
Между тем решение Потанина о передаче капитала в эндаумент может трактоваться как попытка уйти от санкционных рисков и вывести из-под них Росбанк и собственный благотворительный фонд. Однако в пользу альтруизма миллиардера говорит российское законодательство, которое довольно жестко контролирует работу эндаументов, — в какой-то момент передумать и вернуть себе активы практически невозможно. Истинная цель миллиардера в будущем проявится исходя из его действий с другими активами, например «Норникелем». Но пока Потанин настроен серьезно: «Принятые решения — не первый и не последний мой шаг по передаче капитала на общественно полезные цели. Для меня важно, что мой бизнес работает на благо людей».