Потанинские чтения
Издательская компания «Проф-Медиа», входящая в холдинг «Интеррос» Владимира Потанина, совершила сделку, которую смело можно назвать крупнейшей в истории российского рынка печатных СМИ. Еще в феврале гендиректор «Проф-Медиа» Вадим Горяинов объявил об амбициозных планах по созданию «крупнейшего частного независимого издательского дома», контрольный пакет акций которого будет принадлежать «Проф-Медиа», а на прошлой неделе стало известно о покупке холдингом 35% акций ИД IndependentMedia (IM), издателя Cosmopolitan и «Ведомостей».
Приобретенные «Проф-Медиа» акции ранее принадлежали компании VNU. Решив отказаться от издания глянцевых журналов, этот голландский холдинг в 2001 году выставил на продажу свои медиа-активы, в том числе и российские. Интерес к 35% акций IM проявляли, по слухам, конкурирующие издательские дома – HachetteFilipacchi и Bertelsmann, но купил их Дерк Сауэр, генеральный директор IM. Точнее, он нашел инвестора под покупку акций. Почему этим инвестором оказался холдинг Потанина, а не профильная иностранная компания неизвестно. Возможно, это связано с наметившейся тенденцией: западные издательские дома в последнее время предпочитают работать на российском рынке самостоятельно, без участия местных партнеров, каковым для многих всегда был Сауэр. Например, издавать журнал MarieClaire, который до 2001 года выпускался IM, взялся HachetteFilipacchi (совместно с Group Marie Claire). У главы IM на данный момент остался один мощный иностранный партнер по глянцевым журналам – американская корпорация Hearst.
Как бы то ни было, после сделки с «Проф-Медиа» акции IM распределились следующим образом: 65% принадлежит Дэрку Сауэру и другим основателям IM (недавно они купили еще 10% акций у компании MenatepSA), 35% – ЗАО «Проф-Медиа». Сумму сделки стороны не разглашают, однако, как заявил «Ко» источник в «Проф-Медиа», она близка к $35 млн. Консолидированный объем продаж IM в прошлом году составил $70 млн, объем продаж «Проф-Медиа» – $90 млн.
Альянс с IM открывает для «Проф-Медиа» новые возможности. Ведь до сих пор эта компания работала в основном на рынке ежедневных и еженедельных изданий (холдинг владеет крупными пакетами акций газет «Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета»). Теперь вместе с IM «Проф-Медиа» будет охватывать еще и рынок глянцевых журналов (IM издает Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Men’s Health, FHM). Другой вопрос, насколько сильно сможет влиять «Проф-Медиа» на бизнес нового партнера. Владея лишь 35% акций, «Интеррос» имеет три из девяти мест в совете директоров, но в оперативном управлении участвовать не будет.
Еще в прошлом году Горяинов заявил о том, что холдинг намерен избавиться от всех медиа-активов, которые не являются для него профильными (среди таких СМИ – журнал «Эксперт», информационное агентство «Прайм-ТАСС»). В «непрофильные» были зачислены в первую очередь СМИ, контрольный пакет акций которых принадлежит не «Проф-Медиа». В связи с этим приобретение 35-процентного пакета акций IM выглядит нелогичным. И хотя Вадим Горяинов сообщил «Ко», что его холдинг не намерен увеличивать свою долю в IM, в свете обычной политики не только «Проф-Медиа», но и всего «Интерроса» такая сделка имеет смысл только в случае ее дальнейшего развития.
Заместитель директора банка AltiumCapital Олег Быстранов считает, что «Проф-Медиа» купила 35% акций IM для того, чтобы потом приобрести больший пакет или предложить в будущем Дэрку Сауэру обменять свой пакет акций в IM на пакет акций того холдинга, который сейчас создается на базе «Проф-Медиа». Такое предложение уже получили партнеры «Проф-Медиа» по другим изданиям – «ЛУКОЙЛ» («Известия»), норвежская группа A-Pressen («Комсомольская правда» и «Экспресс-газета»). По словам Быстранова, консолидировать 35-процентный пакет акций при выходе на биржу – о таких планах Горяинов заявил в начале года – нельзя, поэтому сделка, скорее всего, получит дальнейшее продолжение. Сам Горяинов говорит, что сейчас свершившимся фактом является лишь создание стратегического альянса «Проф-Медиа» и IM, а все детали будут определены через три – четыре месяца.
В преддверии выборов любое изменение собственности на рынке СМИ выглядит шагом на пути к усилению политического влияния. Если рассматривать приобретение популярной деловой газеты «Ведомости» (33% акций принадлежит IM) как цель сделки, то и в этом случае единственным ее логичным продолжением выглядит увеличение доли «Проф-Медиа».