Top.Mail.Ru
архив

Потомки Люмьеров атакуют телевизор

В мировом кинематографе начинается цифровая революция. Кино отказывается от пленки. Это означает коренную перестройку всей системы производства и дистрибуции. Фильм, записанный на DVD-носитель, можно будет транслировать из хранилища на экран кинотеатра через спутник или кабель. И кинотеатр сможет взять на себя некоторые функции телевидения.

 

Первым фильмом, снятым в цифровом формате, стал «Звездные войны. Эпизод II» режиссера Джорджа Лукаса (студия Industrial Light & Magic). Режиссер, снимающий фильм на цифровую камеру, может позволить себе оптические эффекты, недоступные «обычному» кино. Кроме того, в момент съемки режиссер не зависит от света – управлять освещением объектов в кадре можно на монтажном компьютере после того, как фильм снят. Наконец, цифровое кинопроизводство на 30% дешевле пленочного. Этих аргументов было достаточно для того, чтобы ведущие компании Голливуда сделали выбор в пользу цифрового формата. Весной 2002 года они объявили о намерении перейти на этот формат к 2005 году и начали вместе создавать технические стандарты для цифрового кинематографа.

 

Пленку – на свалку

Цифровая технология позволяет в корне изменить каналы распространения фильмов. Коробки с кинопленкой можно будет выбросить на свалку. Фильмы в цифровом формате смогут передаваться в кинотеатры через спутниковую связь, волоконно-оптические линии и т.д. Сами оригиналы будут при этом храниться вечно и при многоразовом копировании качество звука и изображения останется неизменно высоким.

Технологические компании уже начали производство и продажу нового оборудования. Пионером выступила Sony, которая два года назад начала продавать цифровые кинокамеры CineAlta, а также комплект монтажного и звукового оборудования. За Sony последовали другие. Американские BarcoNV и ChristieDigitalSystems предложили свои установки для показа цифровых фильмов в кинотеатрах.

На ежегодной конференции владельцев киносетей ShoWestConference в Лас-Вегасе в марте 2002 года EastmanKodak продемонстрировала цифровую систему для кинотеатров, которую она собирается вывести на рынок в начале 2003 года. Эта система сможет показывать цифровые фильмы, записанные на DVD, либо передаваемые через спутник или по волоконно-оптической сети.

Не только Kodak принимала участие в реализации этого проекта. В качестве проектора компания Kodak выбрала устройство от JVC, а программное обеспечение создала IBM. Для защиты от пиратов специалисты Kodak предусмотрели кодирование сигнала. Кроме того, система поддерживает технологию так называемых водяных знаков, позволяющую узнать, когда и где с фильма делались копии.

Слабое место в затее Kodak – цена. Цифровая установка для одного кинозала стоит около $500 000, тогда как обычное оборудование – $150 000. Сейчас в США около 50 кинотеатров поддерживают технологию трансляции цифрового фильма от Barco NV и Christie Digital Systems (всего в США 30 000 кинотеатров).

 

Альянс за альянсом

Вскоре в американских кинотеатрах ситуация изменится. Несколько ведущих киностудий, включая WaltDisney, 20thCenturyFox, Metro-Goldwyn-Mayer, ParamountPictures, SonyPicturesEntertainment, UniversalStudios и WarnerBrothers, сформировали весной нынешнего года альянс. Основная цель объединения – привести все разработки в области цифрового кинематографа к единому стандарту.

Участники альянса полагают, что фильм в цифровом виде будет передаваться на кинопроекторы по кабелю из специального хранилища. Такая технология позволит кинотеатру «отобрать» часть функций у телевидения. Например, станет возможной трансляция «живых» концертов и шоу в кинозалы, а не только на телеэкраны.

Как это обычно бывает при «коллективной» разработке стандарта, одним альянсом дело не ограничилось. Медиа-корпорация AOL Time Warner заключила соглашение с Toshiba с целью разработать технологию трансляции фильмов в кинотеатры мира при помощи спутниковой связи. Компания рассчитывает благодаря этому снизить издержки по дистрибуции кинофильмов на 60 – 70%.

 

Будем думать через десять лет

В Европе в цифровом формате уже снято около 100 фильмов и телепередач. Цифровые проекторы установлены в пяти европейских кинотеатрах – по одному в Париже, Манчестере, Брюсселе и два в Лондоне.

В России перспективы цифрового кинематографа неясны. Цифровые технологии уже проникают в кинопроизводство. Первый в России съемочно-монтажный цифровой комплекс Sony приобрела кинокомпания United Multimedia Projects (обслуживает порядка 30% российского кинопроизводства). При помощи этого комплекса сняты фильмы «Неудача Пуаро», «Обнаженная натура», «Даже не думай». Очередная, третья часть телесериала «Каменская» тоже будет сделана с использованием цифровой камеры. Генеральный директор United Multimedia Projects Рауф Атамалибеков считает, что «через 3 – 5 лет пленка останется лишь для частного пользования, а профессиональное кино будет производиться с учетом цифровой технологии».

Что же касается кинопроката, то с этим сложнее. В РСФСР было порядка 12 000 киноустановок (включая киноустановки в сельских клубах). Сейчас сеть кинопроката разрушена, только 189 российских кинотеатров располагают современным видеопроектором и хорошим звуком. По мнению менеджера представительства компании Kodak Яны Селивановой, «Россия – это непаханое поле, ее потенциал – не менее 5000 кинотеатров». Едва ли все они будут цифровыми.

Развитием кинопроката занимаются несколько компаний, в том числе «Империя кино», «Киномакс», «Каро». Им принадлежат 7, 9 и 10 кинотеатров соответственно. Свою сеть предполагает создать и United Multimedia Projects.

Однако цифровое оборудование для российских кинотеатров очень дорого. В «Киномаксе» корреспонденту «Ко» сказали, что будут думать о внедрении цифровых технологий не раньше чем через десять лет. В свою очередь, в кинотеатре «Кодак Киномир» (был открыт компанией Kodak, впоследствии сменил американских владельцев на российских) нам сообщили, что переходить «на цифру» кинотеатр пока не планирует.

Еще по теме