Top.Mail.Ru
архив

«Потребители везде мыслят одинаково…»

В декабре 2002 года питерский предприниматель Олег Тиньков* начал создавать федеральную сеть ресторанов, открыв первые заведения за пределами двух столиц – в Самаре, а затем в Новосибирске. В его планах – за пять лет построить по ресторану в каждом российском миллионнике. Тиньков не верит в препятствия вроде местных традиций или провинциального консерватизма.

 

«Ко»: В ваших прошлогодних пресс-релизах упоминалась такая цифра – шесть новых ресторанов в 2003 году. Рестораны в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге вы планировали открыть нынешним летом. Реализация этих планов, кажется, задерживается?

Олег Тиньков: Нижегородский «Тинькофф» заработает в сентябре, а ресторан в Екатеринбурге, я думаю, мы откроем уже в следующем году, где-то в феврале. Планы – они на то и планы, чтобы осуществиться или нет. Когда мы заявляли о шести ресторанах, то уже тогда понимали амбициозность этого проекта, а когда начали работать, поняли, что он сверхамбициозен. В большинстве крупных городов, за исключением Москвы и Петербурга, фактически нет инфраструктуры для ресторанного бизнеса (я подразумеваю рынок недвижимости и состояние коммуникаций). Например, Сочи – мы предполагали, что здесь придется не арендовать готовое помещение, а строить самим, в том числе тянуть все коммуникации, но не думали, насколько это дорого и как много потребуется согласований и разрешений. Там мы должны открыться в марте 2004 года. Затем, вероятно, откроем ресторан в Ростове-на-Дону.

 

«Ко»: То есть вы скорее недооценили инфрастуктуру на местах, а не потенциальный спрос?

О.Т.: Да, мы столкнулись с чисто техническими проблемами, а не с маркетинговыми или финансовыми.

 

«Ко»: Насколько вы довольны тем, как развивается ваш бизнес в Самаре и Новосибирске?

О.Т.: Если говорить об обороте, то он ниже, чем в Москве или Петербурге. Но показатели окупаемости инвестиций в регионах выше примерно – на 30%, поскольку все затраты там меньше, плюс нет такой высокой конкуренции. (На открытие ресторана в Москве на 550 посадочных мест, с пивоварней мощностью 30 000 л/месяц Олег Тиньков потратил более $4 млн; ресторан в Самаре на 270 мест, с пивоварней, производящей 85 000 л/мес, обошелся ему в $2,5 млн. Среднемесячный оборот московского ресторана – $400 000, самарского – $175 000. – Прим. «Ко».) Если бы мне сейчас за полцены предложили помещение где-нибудь на Тверской или на Пушкинской площади, я бы не согласился. Я лучше возьму помещение, к примеру, в Челябинске. Могу привести для сравнения другие цифры. Расчетный срок окупаемости московского ресторана – восемь лет, региональных – пять. Наш питерский ресторан не в счет, он открылся в августе 1998 года и окупился уже через год, поскольку тогда и стройка была дешевле, и люди были готовы работать за сравнительно небольшую зарплату. (Инвестиции Тинькова в этот ресторан составили $1,5 млн. – Прим. «Ко».) Кстати, о конкуренции.

 

«Ко»: Ваш принцип «единого федерального стандарта» – начиная с цен на пиво, заканчивая дизайном ресторанов – не расходится с какими-либо местными традициями и не ограничивает продажи?

О.Т.: Может, и расходится, но в этом и есть наше преимущество, этим мы отличаемся от местных конкурентов. Мы задаем некий новый стандарт, и людям это интересно. Так в самарском «Тинькофф» есть суши-бар, и шеф-повар там – японец. Ничего подобного в городе нет, и наш ресторан пользуется фантастическим успехом. Потребители везде мыслят одинаково – они хотят за сравнительно небольшую цену получить максимальное качество.

 

«Ко»: Вы размещаете рекламу на региональном телевидении?

О.Т.: Да.

 

«Ко»: Эти ролики отличаются от федеральной рекламы, обыгрывают какие-то местные словечки или модные темы?

О.Т.: Нет, мы везде используем стандартный ролик. И пока вообще не видим необходимости придумывать отдельные рекламные ходы для регионов. Взять, к примеру, концерты в наших ресторанах. На днях к нам из Италии приезжает джазовая группа Gabin – она будет играть во всех четырех городах.

 

«Ко»: Насколько благосклонно провинциальные чиновники относятся к «чужому» инвестору?

О.Т.: Все зависит от конкретного региона. Я как-то раз уже говорил, что открыть рестораны в двадцати городах за пределами Москвы – это все равно что открыть их в двадцати разных странах. Каждый город, как отдельная страна, имеет свои законы, требования, свой местечковый менталитет у чиновников. Я не вижу принципиальной разницы между открытием ресторана в Екатеринбурге или где-нибудь за границей, например в Польше или Литве. Есть регионы, где инвестора действительно приветствуют и такие, где это только декларируется. А от благосклонности чиновников зависит не только скорость, но и вообще выдача всех разрешений.

 

«Ко»: В какой последовательности вы выбираете города для открытия новых ресторанов?

О.Т.: У нас просто есть список из двадцати городов – в большинстве случаев с населением больше миллиона человек, это для нас главный критерий. Дальше смотрим, какие и где есть варианты по недвижимости. Сейчас мы изучаем проекты во Владивостоке, Омске, Краснодаре, Ростове. Вопрос не в том, чья очередь подойдет, а у кого интереснее предложения по недвижимости и где более оперативны местные власти.

 

«Ко»: Казань входит в ваш список? Там есть влиятельная группа «Эдельвейс», которая владеет заводом «Красный Восток» и сетью пивных баров и ресторанов…

О.Т.: Ну и что, мы же не пересекаемся по целевой аудитории. Более того, сейчас мы ведем переговоры об инвестициях с двумя казанскими компаниями. Я не думаю, что со стороны «Красного Востока» будут какие-либо препятствия. Скорее возникнут проблемы с ментальностью местных властей, для которых понятия «чужой-свой» и родственных связей в порядке вещей. Как, кстати, и в Уфе, где мы тоже хотели бы открыть ресторан.

 

«Ко»: По одному ресторану в каждом городе – это экономия средств или принцип? То есть «Тинькофф – он такой один»?

О.Т.: Мне кажется, что только в Москве пивоваренных ресторанов меньше, чем могло быть. В Петербурге недавно открылся еще один ресторан-пивоварня помимо нашего, и какого-то особенного успеха я там не вижу. Думаю, что одного «Тинькоффа» на город-миллионник достаточно. С другой стороны, ресторан в Новосибирске мы сейчас расширяем, точнее, увеличиваем мощности пивоварни.

 

«Ко»: О франчайзинге еще не думали?

О.Т.: Этой темой мы всерьез займемся года через два-три. Хотя уже подписали договор франчайзинга с одной киевской компанией (не хотел бы пока ее называть). Киевляне сами вышли на нас с предложением. Управлять этим рестораном поедет наш менеджер, оформлять все станет наш дизайнер, за варкой пива тоже будет следить наш специалист. Вероятно, на киевском ресторане мы и отработаем технологию франчайзинга. Если этот опыт окажется удачным, то мы попробуем его распространить на столицы других стран СНГ. А франчайзинг в России, возможно, начнем развивать с Уфы и Казани.


* признан в России иноагентом.

Еще по теме