Потребительское ралли
Рост банковской системы в первом полугодии сопровождался беспрецедентно высоким уровнем доходов – за первое полугодие чистая прибыль российских банков до налогообложения превысила 116 млрд руб., что составляет 12% от величины собственных средств на начало года. Такие показатели вновь делают банковскую систему одной из наиболее привлекательных отраслей экономики. Однако возникает вопрос: насколько устойчиво это благополучие и нет ли скрытых угроз, способных уже в недалеком будущем разрушить его до основания?
Основной источник роста легко определяется при анализе структуры активов банковской системы. За последние полтора года наиболее быстрорастущим из них оказались кредиты населению, которые за этот период в номинальном выражении выросли почти в три раза, а их доля впервые за всю историю российской банковской системы превысила 10% активов. Российские банки выдают кредитов больше, чем вкладываются в корпоративные ценные бумаги (и это при весьма высоких темпах роста данного рынка), больше, чем резервируют ликвидных активов, необходимых для бесперебойного расчетного обслуживания.
В результате отечественные финансовые учреждения попадают в зависимость от розничного кредитования физических лиц. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: только за июль нынешнего года ссуды населению выросли на 50 млрд руб., в то время как все активы банков – менее чем на 80 млрд руб. В условиях торможения темпов роста кредитов реальному сектору, наблюдающегося в текущем году, соотношение этих займов к потребительским ощутимо меняется в пользу последних.
Причина такого повышенного внимания банковской системы к гражданам лежит на поверхности – это высокая норма прибыли. Даже по официальной статистике Банка России, средневзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам физическим лицам в полтора раза выше, чем ставки по аналогичным займам, предоставленным предприятиям. При этом реальные доходы банков за счет различных дополнительных вознаграждений – комиссий за открытие и обслуживание счета, зачисление наличных, досрочное погашение и тому подобного – оказываются еще значительнее.
Любопытно, что если кредитные ставки для предприятий за последние полтора года хотя и медленно, но все-таки снижаются, то по поводу ссуд населению этого не скажешь. Скорее наоборот – наблюдается слабая тенденция к росту. Увеличивается и соотношение ставки по потребкредитам с депозитной ставкой: если на начало 2004 года первая превышала вторую в 1,8 раза, то к середине текущего года они стали отличаться уже в 2,4 раза.
Но в экономике высокие доходы всегда жестко привязаны к высоким рискам. Это естественный процесс, и он ни у кого не должен вызывать паники. Но в любом случае, если повышение уровня риска опережает повышение уровня доходности, это должно стать поводом для серьезного анализа. К сожалению, ситуация, которая начинает складываться в секторе потребительского кредитования, заставляет серьезно задуматься об этом.
К середине 2005 года стало окончательно понятно, что рост кредитов населению сопровождается ухудшением их качества. За январь – июль текущего года доля просроченных долгов в общем объеме кредитов физическим лицам выросла с 1,4% до 2%, в то время как в реальном секторе этот показатель устойчиво держится на уровне 1,5 – 1,6% и даже имеет некоторую тенденцию к снижению. Разумеется, 2% – это не повод, чтобы бить тревогу, даже если предположить, что далеко не вся реальная просроченная задолженность показывается банками на своем балансе. Но при сохранении такой тенденции мы можем уже очень скоро получить лавинообразный рост «плохих» долгов.
Ставка выше, срок ниже
Ухудшение качества кредитов для физических лиц напрямую связано с постановкой данного вида деятельности на поток. Этот сегмент банковских услуг, как мы уже говорили выше, остается очень привлекательным, на него выходят все новые крупные игроки, растет конкуренция, что побуждает снижать издержки на обслуживание каждого отдельного кредита. Тем более что средние размеры потребительских заимствований несопоставимы с займами предприятий. В погоне за «валом» банки уделяют меньше внимания анализу реального качества ссуд, полагаясь на обезличенные скоринговые системы. Автоматизация процесса, стремление выдавать кредиты «не задумываясь», на основании стандартных табличек, становятся во главу угла и даже преподносятся в рекламных кампаниях как ключевой фактор. Для заемщика это в большинстве случаев «плюс» (хотя встречаются пострадавшие по чисто формальным основаниям), а вот для кредитора – далеко не всегда. Красноречивым примером является ситуация с банком «Хоум Кредит Финанс», который строит свою рекламу на минимизации необходимых для получения кредита документов. По итогам первого полугодия банк показал убытки на сумму около 600 млн руб., что заметно больше его уставного капитала, а предъявленный им уровень просрочки по кредитам физическим лицам превышает 16%.
Расширение круга потенциальных заемщиков автоматически ведет к снижению их «качества». В кредитные программы вовлекаются все менее обеспеченные граждане, нагрузка на их бюджет увеличивается. Более того, некоторые крупные банки, стремясь к расширению клиентской базы, готовы кредитовать даже тех заемщиков, которым ранее отказывали. По опросам исследовательского центра РОМИР, около четверти должников тратят на погашение и обслуживание кредитов более четверти семейного бюджета, что очень много. Можно возразить, что роль кредита в бюджетах домашних хозяйств в России заметно меньше, чем в развитых странах. Однако там эффективно работают банковские системы и компенсаторные механизмы – такие, как финансовое страхование. К тому же более низкий уровень процентных ставок и значительные сроки погашения делают кредиты куда менее обременительными, что соответственно снижает риск их невозврата.
Среди потребительских кредитов около 57% составляют долгосрочные (свыше трех лет) и лишь 16% – займы на сроки менее одного года. Для частных коммерческих предприятий свыше половины ссуд, напротив, выдаются на сроки до одного года, а наиболее распространены кредиты сроком от шести до двенадцати месяцев, что гораздо больше соответствует структуре ресурсной базы российской банковской системы. Последняя ориентирована в основном на ресурсы корпоративного сектора, в них преобладают остатки на счетах до востребования и депозиты населения, которые, в соответствии с действующим Гражданским кодексом, могут быть изъяты из банков в любой момент.
В поддержку импорта
Рост потребительских кредитов имеет еще одну сторону – макроэкономическую. Кредиты населению предоставляются преимущественно для покупки товаров длительного пользования и автомобилей, то есть продукции, производимой машиностроительным комплексом, причем отнюдь не отечественным. Это означает, что в обмен на объективное повышение рискованности активов кредитных организаций (в связи с рискованностью кредитов населению) российская экономика практически ничего не приобретает: рост потребительского спроса поддерживает в основном импорт (бытовой техники и автомобилей), а не отечественную промышленность.
Согласно данным исследования нашего Центра развития в начале 2001 года объем кредитов, предоставленных российской банковской системой населению, был в 2,5 раза меньше, чем заимствования машиностроения (ссуды банков и нефинансовых структур), а спустя четыре года соотношение зеркально изменилось: кредитование населения вдвое превысило прямые кредитные вложения в машиностроительный комплекс России! Это отразилось и на соотношении выпускаемой и импортируемой машиностроительной продукции. Если в 2000 году стоимость продукции, выпущенной отечественным машиностроительным комплексом, превышала стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств в 2,2 раза, то в 2004 году – всего в 1,7 раза. Ценовой объем импорта вырос за четыре года на 180%, тогда как выпуск отечественной машиностроительной продукции – только на 117%.
Таким образом, сложившаяся система кредитования населения, с одной стороны, увеличивает риски банковской системы и оттягивает ресурсы, которые могли бы быть вложены в развитие российской промышленности, с другой, финансируя импорт, способствуют снижению конкурентоспособности отечественного промышленного производства. Кредитуя население вместо отечественных предприятий, банки тоже стимулируют экономический рост, – но в основном в других странах.
Бюро закрытых историй
Конечно, было бы опрометчиво призывать к остановке потребительского кредитования, без которого сейчас не функционирует ни одна развитая экономика в мире. Да и наши соотечественники уже привыкают жить в кредит. Но нужно признать очевидный факт: при сложившихся тенденциях рано или поздно в России произойдет банковский кризис, вызванный «плохими» кредитами, выданными физическим лицам, как это уже случилось в ряде развивающихся экономик – в частности, в республике Корея. К этому кризису нужно быть готовым, и не только финансово, но и организационно, создав компенсаторные механизмы до его начала, а не по итогам. Уроком должна послужить многолетняя история формирования в стране системы страхования банковских вкладов населения, которая очень пригодилась бы летом прошлого года.
Для потребительского кредитования важнейшим инфраструктурным элементом, существующим в большинстве стран мира, является система кредитных бюро. В России теперь тоже есть нормативная основа для ее деятельности: после долгих обсуждений и многократных переделок принят специальный закон. Однако его практическая реализация пока оставляет желать лучшего.
Банки не спешат предоставлять свои клиентские базы, не без оснований опасаясь утечки информации. Некоторые важнейшие игроки (в частности, Сбербанк и банк «Русский Стандарт») намерены создать собственные кредитные бюро, что формально не противоречит законодательству, но выхолащивает саму идею обмена информацией о заемщиках. Действительно, зачем банку кредитное бюро, в котором есть информация только о его собственных клиентах? Он и без него знает о них гораздо больше. Множественность кредитных бюро усложняет получение полной информации о потенциальном заемщике. Да и сами частные клиенты вовсе не горят желанием раскрывать информацию о полученных ссудах. Хотя в идеале справка о положительной кредитной истории, выданная уважаемым кредитным бюро, должна существенно облегчить гражданину получение следующего займа.
В общем, в сфере потребительского кредитования, несмотря на ее бурный рост, вопросов больше, чем ответов. Но ответы все же хорошо бы найти – до того, как это сделает сама жизнь.