Top.Mail.Ru
архив

Потрогайте задницу тигра

14 марта 2005 года парламент Китая принял закон «О предотвращении раскола страны», закрепивший возможность использования силы для обеспечения территориальной целостности китайского государства. Новый закон стал недвусмысленным намеком правительству Тайваня на последствия, которые ожидают остров в случае объявления независимости. Однако после принятия этого закона вздрогнули не только тайваньцы. Под прицелом китайской армии находятся еще несколько соседних государств, одно из которых однажды уже остановило китайскую агрессию.

 

Вот уже почти 50 лет Пекин пытается усмирить «мятежный остров», который так и норовит выйти из-под китайского контроля и провозгласить себя независимым государством. На Тайване тем временем готовятся к крупномасштабным военным учениям, объявление о которых совершенно случайно совпало с известием о принятии закона «О предотвращении раскола страны». Тайваньские военные на совпадении настаивают. То, что армия будет отрабатывать отражение атаки с моря – тоже, видимо, случайность.

Тайвань не может конкурировать с Китаем по численности армии и количеству вооружений. Поэтому островное государство уже давно сделало ставку на качество подготовки своих солдат и технологическое преимущество в вооружениях. За спиной Тайваня стоят США – страна с крупнейшей экономикой и сильнейшей армией мира. Такая стратегия отнюдь не случайна: однажды Китай уже воевал с небольшим, но весьма боеспособным противником, которого поддерживала конкурентная сверхдержава. Сегодня об этом конфликте помнят разве что историки. Кампания длилась чуть меньше месяца, унесла несколько десятков тысяч жизней и не привела ни к каким серьезным результатам.

 

Коммунистические гадости

 

17 февраля 1979 года 120 тысяч китайских солдат вторглись на территорию Вьетнама и начали продвигаться по направлению к столице страны.

Номинальным поводом к конфликту послужило «ущемление прав этнических китайцев на территории Вьетнама». Китай объявил о «контрударе в целях самозащиты» и двинул войска во Вьетнам. Однако настоящим поводом для гнева Пекина были совсем не притеснения китайцев. Вьетнам поднял руку «на святое»: 7 января 1979 года вьетнамские войска лишили Китай единственного реального союзника в регионе – кровавого камбоджийского диктатора Пол Пота. Впрочем, корни этого конфликта стоит искать еще глубже: в ухудшении отношений между Китаем и СССР и поддержкой СССР Вьетнама.

Дружба Китая и СССР дала трещину после смерти Иосифа Сталина. Мао Цзэдун презирал наследника советского вождя Никиту Хрущева. Он считал, что тот продался капиталистам и не достоин носить высокое звание коммуниста. После XX съезда у Мао не оставалось сомнений в том, что руководство СССР предало дело коммунизма и потеряло идеологическую чистоту. С этого момента отношения между двумя коммунистическими странами начали стремительно ухудшаться.

В 1959 году СССР отказался от своих обещаний помочь Мао создать китайскую ядерную бомбу, чем вызвал настоящую ярость «великого кормчего». Меньше всего на свете Москве хотелось, чтобы Китай начал собственную ядерную войну – например, с тем же Вьетнамом. В июне 1960 года Никита Сергеевич открыто назвал Мао «националистом и отступником». В ответ китайская компартия объявила Хрущева «ревизионистом и тираном».

Незначительное улучшение отношений принесла вьетнамская война. И СССР, и Китай поддерживали борьбу Северного Вьетнама против США. Через Китай туда шло советское вооружение. Тем не менее в Пекине достаточно быстро сообразили, что победа Севера противоречит китайским интересам. Вьетнамские коммунисты хотели не просто объединить страну под своей властью, они планировали создать в Юго-Восточной Азии единое индокитайское коммунистическое государство. Разумеется, подобные мечты не нашли понимания у китайского руководства. Чтобы держать своего соседа в узде, Китай всеми силами помогал другому сопернику Вьетнама – Кампучии.

По замыслу китайских стратегов, наличие на западе Вьетнама сильной Кампучии (нынешней Камбоджи) не даст расслабиться вьетнамскому правительству. Страна окажется в тисках – Кампучия на западе и Китай на севере. Зажав Вьетнам, Пекин намеревался не только обеспечить свое собственное спокойствие, но и поколебать влияние главного вьетнамского союзника – СССР – в регионе. Равновесие нарушил главный китайский союзник – камбоджийский диктатор Пол Пот. Пока его красные кхмеры массово резали собственное население, Вьетнам молчал: у него было достаточно проблем, чтобы не влезать в дела соседей. Однако когда в Кампучии начались массовые казни этнических вьетнамцев, Вьетнам решил принять меры.

На помощь революционерам, поднявшим восстание против Пол Пота, были брошено 50 000 вьетнамских солдат. Вскоре это число выросло до 200 000. Через десять дней, 7 января 1979 года, революционеры взяли Пномпень. В это же время Пекин начал перебрасывать к границе войска.

17 февраля китайская армия перешла государственную границу и начала «карательную операцию» против Вьетнама. Пекин ставил перед собой две одинаково важные политические задачи. Во-первых, Китай хотел наказать Вьетнам за дерзость: Пол Пот был китайским союзником и, сместив его, Вьетнам плюнул Пекину в лицо. Во-вторых, китайские лидеры, заручившись американской поддержкой, хотели сделать гадость Советскому Союзу. Для Китая это, пожалуй, было главной целью в войне.

 

В джунглях «вьетнамщины»

 

К 1979 году во Вьетнаме находилось как минимум 4000 советских военных специалистов, которые обучали вьетнамцев искусству обращения с новейшим вооружением, поставляемым Москвой своему азиатскому союзнику. Объявив войну Вьетнаму, Пекин фактически объявлял войну Москве. Китай шел ва-банк. Либо СССР влезает в конфликт, который превращается в новую мировую войну, либо Китай «учит вежливости» обоих своих противников и восстанавливает в регионе прежний авторитет. Как отмечают китайские историки, начало вьетнамо-китайской войны можно определить метким выражением Мао: «Никогда нельзя предугадать реакцию тигра, если предварительно не схватить его за задницу».

О том, как развивались события дальше, историки и политологи спорят до сих пор. Обе стороны приписывают победу себе. Более того, на звание победителя претендовал даже Советский Союз, который не принимал участия в боевых действиях.

Итак, 17 февраля 120 000 китайских солдат при поддержке артиллерии, авиации и бронетехники входят на территорию Вьетнама и начинают свой победный марш. Сразу же после начала боевых действий Пекин выступил с заявлением: «Нам не нужно ни пяди вьетнамской земли, мы просто хотим, чтобы в наших приграничных районах царил мир». Китайским солдатам удалось, не встретив никакого сопротивления, пройти около 50 километров по территории Вьетнама. Однако затем у них начались серьезные неприятности.

На отражение агрессии Ханой бросил не регулярную армию, а 100 000 партизан, закаленных в боях с американцами. Вьетнамские силы, хоть и уступали по численности китайским, превосходили их в опыте ведения боевых действий на собственной территории. Кроме того, вьетнамские войска были прекрасно обучены и прошли хорошую школу гражданской и американо-вьетнамской войны конца 1960-х – начала 1970-х годов. Вьетнамцы воспользовались старым и проверенным способом борьбы: они устраивали засады, а затем просто растворялись в джунглях. В первые дни Китай потерял убитыми более 20 000 военнослужащих. Еще около 40 000 были тяжело ранены.

Во время этой войны Пекин пытался продемонстрировать всему миру, что не является «бумажным тигром». Китайская армия оставляла за собой выжженную землю и разоренные деревни. От рук китайских солдат погибло более 10 000 мирных жителей. Действия вьетнамских партизан остановили наступление, но добиться серьезных военных успехов им все равно не удалось. Их контрнаступление провалилось, и Вьетнам понес серьезные потери.

7 марта китайское правительство объявило, что «урок окончен» и армия возвращается на родину. Возможно, это было связано с бесперспективностью дальнейших боевых действий, но, вероятно, свою роль сыграли и действия Советского Союза. СССР начал перебрасывать к китайской границе дополнительные войска, все время войны у побережья Вьетнама находились советские военные корабли. В Благовещенске и других пограничных городах была даже проведена частичная мобилизация. Москва призвала Пекин «одуматься, пока не поздно» уже на следующий день после начала войны, однако руководство страны так и не решилось на масштабные боевые действия. Нельзя сказать, что СССР боялся Китая. В Москве опасались другого – войны на два фронта. Руководство Советского Союза при всех его недостатках действовало строго рационально и не собиралось начинать третью мировую войну из-за какого-то Вьетнама. А шанс для этого был. Тем более что в военно-политическую игру вступил еще один тяжеловес. В качестве «напоминания» о том, что «Большой брат все видит», в заливе Тонкин рядом с советскими военными кораблями появился американский авианосец Constellation.

 

Американский привет коммунистам

 

Действия Китая во Вьетнаме вызвали в Белом доме бурю злорадства и удовольствия. Советник по национальной безопасности президента Картера Збигнев Бжезинский назвал действия китайских войск во Вьетнаме «лучшим примером настоящей политики силы». С другой – при всей показной доброжелательности по отношению к Пекину в Вашингтоне были искренне рады расколу в коммунистическом мире: журнал Time, посвященный войне, вышел под заголовком «Коммунисты воюют с коммунистами».

К началу марта боевые действия зашли в тупик. Китайские войска сумели захватить стратегически важный город Ланг Сон. На другом фронте китайская бронетехника остановилась в нескольких сотнях километров от Ханоя. Тем не менее о дальнейшем наступлении не могло быть и речи. Китайцы слишком глубоко вторглись на чужую территорию, и вьетнамские партизаны с легкостью перерезали каналы снабжения армии. Для продолжения боевых действий китайской армии требовалось подкрепление. Затяжная война не входила в планы Пекина, и армию было решено отозвать.

С военной точки зрения операцию во Вьетнаме можно назвать лишь «провалом». «Китай не смог заставить Вьетнам вывести войска из Камбоджи, не смог прекратить вооруженные столкновения на границе, не смог дискредитировать военную мощь Советского Союза, не смог развеять миф о себе как о «бумажном тигре» и не смог втянуть США в антисоветскую коалицию», – пишет в своей книге «Защищая Китай» историк Джеральд Сигал.

Однако Китаю все же удалось выставить в неприглядном свете СССР, и это было большим дипломатическим достижением. Советский Союз не пришел на помощь Вьетнаму, несмотря на то, что две страны связывал договор о коллективной обороне. Пекин продемонстрировал всему миру, что в любом конфликте Москва будет руководствоваться доводами разума, а не договорами. Тем самым Китай заодно обезопасил себя в будущем от войны на два фронта: против Вьетнама и против СССР. Китайско-вьетнамская война была военным поражением и дипломатической победой.

Сегодня китайская армия – одна из самых мощных армий мира, и тайваньские вооруженные силы, несмотря на свою высочайшую техническую оснащенность, не смогут отразить возможный натиск китайских солдат. Правда, Китай в своем стремлении сохранить единовластие одинок, а вот Тайвань в случае агрессии может опереться на крепкое плечо Соединенных Штатов. В Белом доме уже выразили недовольство новым законом.

Еще по теме