Потянуло в «глубинку»
«АЭРОФЛОТ» 25 марта начинает летать по летнему расписанию. Впервые за последние годы планирование сети маршрутов проводилось в целом, а не по отдельным направлениям и регионам. Результат кропотливой работы специалистов потрясает – подобной агрессии авиакомпания не проявляла давно. Количество рейсов нынешним летом должно возрасти до 231 – более чем на 40%. Особенную активность «Аэрофлот» намерен развить на особо популярных внутренних направлениях (таких, как питерское, крымское и северокавказское), где интенсивность полетов возрастет от 3 до 7 раз.
Подобные планы никак не могут радовать региональные авиакомпании, которые до нынешнего момента были монополистами на своих рынках (по договоренности с ГСГА). Кстати, это весьма распространенная во всем мире и необходимая для России тактика: когда на направлении существует один, максимум два перевозчика, а не толкаются сразу пять-шесть.
Вторжение «Аэрофлота» с его «боингами» и «аэробусами» в регионы нанесет удар по компаниям, использующим исключительно российскую технику. Примечательно, что, получая эксклюзивные права на лизинг западной техники, «Аэрофлот» мотивировал это необходимостью соответствовать европейским стандартам сервиса на международных линиях, а теперь пользуется своим преимуществом для конкуренции с российскими авиакомпаниями внутри страны.
«Маршруты, на которые ставятся более комфортабельные самолеты, выбираются в первую очередь по экономическим соображениям. В некоторых регионах России существует устойчивый спрос на билеты более высокого класса обслуживания», – собственная формулировка «Аэрофлота» по поводу использования западной техники на внутренних линиях.
От доминирования на международных линиях «Аэрофлот» также отказываться не собирается: в нынешнем летнем сезоне авиакомпания будет летать в 74 страны, в том числе в 6 стран СНГ, 28 стран Европы, 4 страны обеих Америк, 6 стран Африки, 8 стран Ближнего и Среднего Востока, 11 стран Юго-Восточной Азии и Японию. Новое расписание составлено таким образом, чтобы «максимально удовлетворить спрос на тех направлениях, где традиционно большой поток пассажиров». По сравнению с прошлым годом увеличено количество рейсов в такие центры туризма, как Анталия, Стамбул, Мадрид. Меняется и структура чартерных перевозок. Пассажиров, которые традиционно летали в Турцию и на Кипр чартером, в этом году «Аэрофлот» намерен перевозить регулярными рейсами. Не исключено, что переход на регулярное сообщение связан с ужесточением контроля со стороны государства над рынком международных чартерных перевозок.
Принципиальные изменения в расписании крупнейшего российского авиаперевозчика – вопрос в большой степени политический. С экономической точки зрения новые рейсы вряд ли будут прибыльными (по оценкам экспертов, большая часть полетов «Аэрофлота» на внутренних линиях нерентабельна, а часть приносит прямые убытки). Однако компания идет на расходы, рассчитывая, по-видимому, подмять под себя значительную часть рынка. С ресурсами «Аэрофлота» компании это вполне по силам.