Top.Mail.Ru
архив

Повезет ли Лужкову с нефтью?

НА СОСТОЯВШЕМСЯ наблюдательном совете Московской нефтяной компании (МНК) принято решение об обмене активами с нефтяными компаниями "Эвихон" и "Югранефть". Это решение позволяет сделать несколько серьезных выводов: во-первых, МНК сформировала основу основ нефтяной компании - сырьевую базу; во-вторых, Лужков определился с составом партнеров по МНК; в-третьих, президент входящей в МНК Центральной топливной компании (ЦТК) Юрий Шафраник окончательно утратил свои позиции в мэрии.

Московскому мэру, несмотря на обилие советчиков и структур, так или иначе призванных контролировать столичный нефтяной (точнее, бензиновый) бизнес, на этом поприще раньше не очень везло. Столичное нефтяное хозяйство - Московский НПЗ, сбытовая контора "Моснефтепродукт", Московский производственный комбинат автотехобслуживания (владеет большинством столичных АЗС) - постоянно попадало в разнообразные не слишком благовидные истории: то сползалось вместе, то расползалось по разным материнским компаниям. Похоже, что только теперь, после создания и оформления МНК, Юрий Лужков сможет полноценно контролировать холдинг. Для этого у него есть все предпосылки. Сам мэр является председателем наблюдательного совета МНК; президентом МНК был назначен бывший вице-премьер московского правительства и институтский преподаватель Лужкова в "керосинке" Эрнест Бакиров; наконец, департамент государственного и муниципального имущества Москвы владеет четвертью акций МНК. Остальные три учредителя МНК - фирмы с дивными названиями "Марион-Альянс", "Остконтракт" и "Бастон-Торг" - тоже, надо думать, не новички в нефтяном бизнесе, хотя и не располагающие, понятно, собственной сырьевой базой.

Шафраник традиционно лоббировал производственный альянс МНК с "ЛУКойлом" и "Татнефтью", что представляется вполне логичным: эти НК - давние поставщики сырой нефти на Московский НПЗ. Предполагалось, что две эти крупные компании выкупят по 13% акций ЦТК в знак серьезности своих намерений. Кроме того, в начале своей работы в ЦТК Шафраник искал контактов с альтернативными поставщиками сырья, в качестве которых выступали нефтяные структуры Коми, Сахалина и даже Казахстана. Однако Шафраник ошибся в расчетах: созданная около года назад распоряжением мэра МНК получила в собственность все 100% акций ЦТК. Город таким образом оплатил свою долю в МНК. ЦТК оказалась "съеденной" новой компанией, и планам Шафраника не суждено было сбыться.

Теперь МНК определилась с партнерами, у которых есть нефть, лицензии на ее разработку, соответствующее оборудование и прочая атрибутика нормальной нефтяной компании. Ими стали ОАО "Югранефть" и нефтяная компания "Эвихон". "Эвихон" известна главным образом благодаря своему председателю совета директоров - бывшему спикеру Совета Федерации Владимиру Шумейко. В нефтяных кругах говорят, что при создании компании преследовались интересы столь высокопоставленных лиц, что их имена (особенно в тот момент) и упоминать было страшно. Во всяком случае, "Эвихон" совместно не с кем-нибудь, а с Shell разрабатывает месторождения Салымской группы (извлекаемые запасы - 66 млн т). Партнеры, таким образом, у МНК подобрались вполне приличные, что, кстати, в момент создания было далеко не очевидно: год назад в качестве потенциальных поставщиков МНК назывались фирмы гораздо более одиозные.

Еще по теме