Повороты судьбы
Остров Корсика называют горой в море. На относительно небольшой площади в 8772 км (в пять раз меньше Московской области) в небо вознеслось около 120 горных пиков высотой от 2000 до 2710 метров. Немудрено, что на острове фактически нет ни одной прямой дороги. Корсиканский этап чемпионата мира по ралли так и называют: «Ралли 10 000 поворотов».
На родину Наполеона Бонапарта мы прилетели болеть за команду Peugeot – одну из самых успешных и титулованных «конюшен» в мировом ралли (девять чемпионских титулов). Командой победителей ее сделали два автомобиля: Peugeot 205 Turbo 16 и спортивный прототип одного из самых популярных в России «женских» автомобилей – Peugeot 206 WRS. Славу для Peugeot на раллийных трассах добывали знаменитые финские гонщики Ари Ватанен, Тимо Салонен, Юха Канккунен и Маркус Гронхольм. Команду Peugeot спонсирует Marlboro, чей маркетинговый принцип – поддерживать только чемпионов.
Правда, в нынешнем сезоне Peugeot не может особо порадовать ни своих спонсоров, ни болельщиков. К французскому этапу чемпионата мира по ралли – Тур Де Корс – команда Peugeot подошла на четвертом месте в заводском зачете. В личном первенстве гонщиков Маркус Гронхольм – на пятом месте. В чемпионате 2004 года команда Peugeot в боевой обстановке опробирует новый болид, созданный на базе купе-кабриолета Peugeot 307 CC, и пока этот автомобиль не в состоянии конкурировать по надежности и скорости с многократно проверенными в боевых заездах автомобилями главных конкурентов Citroen, Ford, Subaru.
Особенно часто пилотов Peugeot подводит коробка передач. После одного из допов – скоростных участков ралли, на которых, собственно, и определяется победитель, – мы увидели в каком темпе приходится работать механикам Peugeot. Коробку передач на автомобиле Гронхольма они поменяли за 18 минут (на обычном автосервисе эта операция занимает не меньше одного рабочего дня). За то же время были прокачены тормоза, выставлен «развал-схождение», перенастроены электронные «мозги» двигателя. Пожалуй, это был самый быстрый и дорогой сервис в мире.
Болеть в ралли надо уметь. Для того чтобы проникнуться атмосферой гонок и получить удовольствие от соревнований необходимо взять с собой: комплект мебели для пикника, мангал, несколько бутылок вина, сыр и корсиканские кулинарные специалитеты – фирменную колбасу из ослятины и вяленую ветчину хамон. Зрительскую трибуну-бивуак следует разбить в живописном месте, что нетрудно: собственно, вся Корсика одна большая картинка. Обязательное условие – наличие в зоне видимости связки поворотов. Под воздействием вина и колбасы хорошо бы не проспать момент появления первого автомобиля. Впрочем, в случае чего вас разбудит сирена вертолета, предупреждающего о начале гонки.
Весь состав гонщиков проносится перед зрителями в течение получаса. Между машинами интервал 1 – 2 минуты. Интересно, что даже на столь коротком отрезке – в зоне видимости каждый автомобиль находится не более 15 сек., а потом он скрывается за следующим поворотом – видно, кто из гонщиков едет быстро, а кто совершает ошибки.
Команде Peugeot на Корсике не очень везло. Второй пилот команды, молодой Седрик Роберт на одном из допов в буквальном смысле «сел в лужу». Он вовремя не затормозил перед закрытым поворотом и на слишком большой скорости вкатился в глубокую лужу. Аквапланирование, снос передней оси, автомобиль врезается в скалу и перегораживает узкую трассу. Гронхольм, идущий вслед за своим партнером по команде, едва успел избежать столкновения.
Трасса ралли проложена в окрестностях малой родины Наполеона – столицы Корсики – города Айячио. Для городка этап чемпионата мира по ралли – одно из важнейших событий в году. За те шесть дней, на которые гоночный караван разбивает свою стоянку, его экономика получает дополнительные 10 млн евро. Например, для журналистов на время соревнований арендуется 20 вертолетов. С организацией ралли непосредственно или косвенно связано около 5000 человек.
На Корсике мы болели за Peugeot, но, несмотря на наши переживания, победа досталась эстонскому гонщику Маркко Мяртина из команды Ford. Здесь же досрочное (первое в истории) чемпионство оформил француз Себастьен Лоэб из Citroen: для этого ему оказалось достаточным занять второе место по итогам гонки. Peugeot и Гронхольм заняли четвертое место.
Участие в чемпионате мира по ралли непосредственным образом влияет на продажи автомобилей и примеров тому масса: взлет продаж марки Audi в 1980-е годы, неослабевающая популярность 206-го «пыжика», успешная коммерческая карьера Citroen Xsara, не говоря уже о таком культовом автомобиле, как Subaru Impreza.
Однако победы даются все более дорогой ценой: спустя некоторое время после Тур де Корс, руководство концерна PSA (в него входят компании Peugeot и Citroen) объявило о том, что следующий год станет последним для ее команд в серии WRC. «За пять последних лет наши команды пять раз выигрывали зачет марок и три раза завоевывали титулы в личном зачете, – говорится в заявлении группы компаний PSA Peugeot Citroen. – Тем не менее, ситуация на автомобильном рынке для нас осложнилась, и мы вынуждены прекратить свое участие в ралли».
Врез 1
Гонки по вертикали
Некоторые факты из истории чемпионатов мира по ралли
1970-е: Технический регламент самых популярных групп 2 и 4 ограничивал развитие гонок. Мощность автомобилей достигла 250 л.с., и повышать ее не имело никакого смысла. Задний привод не позволял реализовать большую мощность мотора.
В 1979 году FISA (Международная федерация автоспорта) допустила в ралли автомобили с полным приводом, однако его плюсы не сразу стали очевидны всем автопроизводителям. Первым представила полноприводную модель Quattro компания Audi. Уже в одном из первых стартов финн Ханну Миколла на Audi Quattro показал время на девять минут лучше, чем победитель гонки.
Следующий шаг FISA – создание нового технического регламента группы В. Инженерам предоставили свободу в выборе конструкции двигателя, трансмиссии, подвески, коробки передач. При изготовлении кузова разрешалось использование высокотехнологичных материалов – углепластика и кевлара. Первым автомобилем группы В стала Lancia Rally 037.
Преимущество Audi перестало быть подавляющим, после того как в категории В появился новый игрок – Peugeot 205 Turbo 16. Французы построили полноприводный автомобиль специально для победы в чемпионате мира по ралли. Пожалуй, все, что роднило 205 Т16 с серийным хэтчбеком, – решетка радиатора и дверные ручки. За три года участия в чемпионате 205-я выиграла шестнадцать гонок и принесла своим создателям два титула в личном и столько же в командном зачетах.
В 1986 борьба за чемпионский титул обострилась до предела: Lancia построила полноприводную модель Delta S4, мотор которой оснащался не только турбонаддувом, но и механическим нагнетателем. Свои спортпрототипы представили такие фирмы, как Renault (5 Turbo), Rover (MG Metro 6R4), Ford (RS200), Citroen (BX4TC). Раллийные автомобили становились все быстрее – еще в 1985 году Peugeot 205 Т16 промчался по формульной трассе Эшторил со временем, сравнимым с лучшими результатам болидов Formula 1!
Соревнование в мощности моторов закончилось трагически. На португальском ралли Ford RS200 Жоакима Сантуша врезался в толпу болельщиков. Погибло 8 человек. А на Корсике погиб экипаж заводской команды Lancia – Хенри Тойвонен и Серджио Кресто. Автомобиль финна сорвался с дороги, полетел вниз по склону. Бензин в баке сдетонировал. От автомобиля и экипажа осталась одна обгоревшая рама. С 1987 году FISA запрещает группу В.
Машины группы WRC появились спустя 10 лет с момента запрета группы В. Стальной кузов делает автомобиль WRC гораздо тяжелее машин группы В, зато резко повышает безопасность. Современные гоночные автомобили оснащаются невоспламеняющимися топливными баками, совершенными системами полного привода, роботизированными коробками передач (гонщику не приходится выжимать сцепление). Стоимость болида класса WRC составляет не менее $500 тыс.