Top.Mail.Ru
архив

Повременим

Российские связисты ищут новые методы тарификации услуг. К этому их подталкивают моральное и физическое устаревание сетей электросвязи и сложности с привлечением инвестиций. Один из вполне вероятных вариантов – ввод повременной оплаты за разговоры. Повременка, хоть и не приносит значительного выигрыша в доходах, дает операторам большую гибкость. Однако для решительного перевода всех государственных телефонных компаний на повременку чиновникам Минсвязи не хватает решимости и политической воли. Поправки к закону «О связи», одобренные Госдумой в первом чтении в июне этого года, оцениваются участниками рынка противоречиво. Дума разрешила абонентам самим выбирать схему оплаты за телефон, а операторам это не нравится.

Российская местная телефонная связь по-прежнему остается убыточной, и операторам удается сводить концы с концами лишь за счет перекрестного субсидирования: местная телефония подпитывается доходами от дальней связи. Значительно увеличить тарифы телефонные компании не могут – связь занесена в список социально значимых услуг, и все цены на нее регулирует Министерство антимонопольной политики (МАП).

Себестоимость против развития

Сейчас цены балансируют на уровне себестоимости, тем временем нагрузка на телефонные сети растет. Если деньги на содержание сетей еще можно наскрести, то на перевооружение государственных операторов средств не предвидится. Стратегические инвесторы не торопятся выкладывать свои деньги, не получив взамен достаточных рычагов воздействия на контролируемые компании, и в первую очередь на их тарифную политику. Печальный опыт Джорджа Сороса, который не знает, что теперь делать со своим пакетом акций «Связьинвеста», только усугубляет ситуацию. И сами связисты, и аналитики утверждают: тарифную политику нужно строить исходя из того, что большая часть парка телекоммуникационного оборудования должна обновляться каждые 5 – 6 лет. «Рассчитывать себестоимость из затрат неразумно, – говорит директор московского представительства инвестиционного фонда AIG Brunswick Capital Management Иван Родионов. – Себестоимость нужно планировать из возможностей воспроизводства». Введение повременной оплаты местных разговоров представляется одним из вполне возможных выходов из ситуации. Повременка сама по себе не является панацеей, и ее внедрение отнюдь не обязательно приводит к повышению доходов от продаж услуг связи. Наоборот, как показывает практика, на первых порах доходы как раз сокращаются – сказывается своеобразный «страх повременки». Преимущества повременной оплаты проявляются в ее «социальной приемлемости» – расходы абонента на фиксированную связь могут остаться в пределах прежних 50 – 60 руб. в месяц, правда, при этом придется ограничивать себя в разговорах. Повременка позволяет операторам разрабатывать гибкие тарифные планы, регулировать потребление услуг связи и выравнивать пики суточной нагрузки, что в конечном итоге улучшает качество связи.

Образ врага

Опыт применения повременных тарифов в России уже есть. Во многих российских регионах – например, в Ярославской, Воронежской и Пермской областях – повременная оплата телефонных разговоров уже действует. Петербург должен ввести повременную оплату к 2002 году, Москва же отстает. Мэр столицы Юрий Лужков официально заявил, что повременки в Москве не будет. Таким образом, у МГТС, которая через АФК «Система» является подконтрольной московскому руководству, выбора просто нет – оплата за услуги местной связи в Москве остается фиксированной. По крайней мере в обозримом будущем. «Электросвязь Московской области» не вводит повременку по иным причинам. По словам статс-секретаря компании Бориса Ластовича, для изменения условий оплаты не существует разработанной нормативной базы. «Установка специального оборудования, биллинговых систем стоит дорого, а законодательная база для перехода на повременку неясна. Мы прекратили строительство систем повременного учета, поскольку не знаем перспектив ввода повременной оплаты, – говорит Ластович. – Пока мы идем другим путем: заменяем оборудование АТС на новые цифровые установки. Эти АТС не требуют подключения дополнительного оборудования для учета разговоров». Дороговизна установки специального оборудования для учета и биллинга – существенный сдерживающий фактор для ввода повременной оплаты. По данным пресс-секретаря «Связьинвеста» Олега Михайлова, только в Москве установка специального оборудования обойдется в сумму порядка $25 млн. По закону вопрос о переходе на повременку оператор решает по своему усмотрению. Но, прежде чем ввести тот или иной вариант оплаты услуги, попадающей в разряд социальных, оператору необходимо получить одобрение своей тарифной системы со стороны МАП. По мнению некоторых аналитиков, вводу повременки мешает отнюдь не противодействие местных властей, а нерешительность чиновников Минсвязи. «Программа повременной оплаты до сих пор не доработана и не представлена в МАП на утверждение. В этом повинна не злая воля губернаторов, а отсутствие инициативы со стороны Минсвязи, – считает аналитик одной из российских инвестиционных компаний. – Руководство министерства больше заинтересовано в продвижении сотовых компаний, которые оно патронирует. Проблемы государственных операторов волнуют министерство гораздо меньше. Российским чиновникам просто не хватает политической воли, они боятся, что на них будут показывать как на главных врагов малоимущих».

Что заДумали!

Принятые Госдумой в первом чтении поправки к закону «О связи» оцениваются неоднозначно. Согласно этим поправкам выбор системы оплаты остается за абонентом, и оператор не должен ему препятствовать. «Связьинвест» отнесся к этой новости негативно. По словам Олега Михайлова, доходы операторов неизбежно сократятся: те, кто говорит много, выберут безлимитный вариант, в результате нагрузка на сеть останется прежней, а денег не прибавится. Те же, кто стеснен в средствах, выберут повременку и станут говорить меньше. В конечном итоге доходы операторов только уменьшатся. Борис Ластович считает, что законодатели слишком поверхностно отнеслись к вопросу платы за телефон: «Из четырех вариантов законопроекта депутаты выбрали самый неудачный и практически невыполнимый. Законодатели утверждают, что защищают интересы малоимущих слоев, забывая при этом, что в Московской области 2500 поселков вообще не телефонизированы». По мнению же аналитиков, эти поправки могут принести пользу и в конце концов переломить ситуацию. «Появляется возможность устанавливать два вида тарифов, – говорит Родионов. – Один, относительно высокий – за разговоры без ограничений; второй – более низкий, за повременные разговоры. Тогда появляется выбор: либо оставаться в пределах прежних расходов на связь, но считать минуты, либо ни в чем себя не ограничивать, но платить уже существенные деньги. Мне представляется, что тариф в размере $8 – 9 за месяц безлимитной фиксированной связи – вполне разумная цена. Таковы рекомендации консалтинговой компании McKinsey, нанятой «Связьинвестом». При этом консультанты в своих оценках исходили из показателя проникновения мобильной связи и тарифов на сотовую связь. В столице проникновение мобильной связи достигает 20%, при этом абонент при самом экономном использовании должен тратить на мобильную связь не менее $10 в месяц». Еще одна категория абонентов, которая может серьезно пострадать от введения повременной оплаты – пользователи Интернета. Коммутируемый доступ в Интернет (dial up) через общие телефонные сети остается и будет оставаться наиболее массовым способом доступа в Сеть. Альтернатива в виде технологии DSL (эта технология позволяет избежать нагрузок на телефонные сети общего пользования, поскольку сигнал передается в ином режиме), несмотря на то что цены на ее услуги постоянно снижаются, все равно не сможет обогнать dial up по массовости – пока цены на DSL выше на порядок. На снимке: Глава «Связьинвеста» Валерий Яшин хотел ввести повременку быстро, но этого у него не получилось

Еще по теме