Top.Mail.Ru
рынки

Повсюду знаки: QR-маркировка распространится на новые товары

Фото: Честный Знак Фото: Честный Знак

В 2024 году Россия продолжит бороться с контрафактной продукцией, маркируя все новые товары. «Честный знак», курирующий данный проект, называет его эффективным: по словам представителей организации, благодаря маркировке с 2019 года «бюджет и легальные компании получили дополнительно 471 миллиард рублей в виде налогов и доходов», а доля нелегальной продукции существенно сократилась. При этом есть у маркировки и противники. Они считают, что нанесение кодов на товары — не борьба с контрафактом, а лишь пиар-кампания для сбора денег. Кто платит за маркировку, насколько эффективен этот проект и на каких еще продуктах появятся коды в следующем году — разбиралась «Компания»

Новые требования по маркировке товаров вступят в силу в 2024 году. Маркировать продукцию обязаны компании и ИП, которые занимаются производством и торговлей товарами из утвержденного правительством перечня. Этот список постоянно растет. На сегодняшний день в нем присутствуют молочная продукция, бутилированная вода, лекарства, табак, обувь, одежда и другое. Предполагается, что в 2024-м национальная система маркировки охватит новые товары. Это следует из постановления правительства РФ от 13 ноября 2023 года.

Кроме того, 20 октября правительство расширило полномочия Роспотребнадзора по контролю за обязательной маркировкой товаров, распространив правила на маркетплейсы, рассказали в пресс-службе национальной системы.

«Расширение предмета и объектов надзора позволит более действенно и всесторонне вести контроль за продукцией из числа подлежащей маркировке средствами идентификации, которая поступает на потребительский рынок», — прокомментировали в организации. Под обязательную маркировку, в частности, подпадают продукты питания, одежда, лекарства, медизделия и другие товары.

Новый год — новые товары для маркировки

С 1 апреля коды будут наноситься на новые виды одежды: спортивные и лыжные костюмы, спецодежду, верхнюю одежду из искусственного меха, трикотажные рубашки, костюмы, пиджаки, брюки, блузки, шали, шарфы, кашне, платья, юбки, куртки, пальто, плащи и многое другое, рассказали «Компании» в «Честном знаке».

«Также в 2024 году мы продолжим внедрять маркировку на пиве, безалкогольных напитках, БАДах, антисептиках, медизделиях и креслах-колясках. Все эти решения уже приняты. Еще по ряду категорий ожидаем решений правительства. Это икра, ветпрепараты, масла, корма для животных, консервы и бакалея, игрушки, косметика и многое другое», — добавили в организации.

Борьба с контрафактом или просто пиар-кампания?

Главные задачи маркировки — борьба с нелегальным оборотом и повышение собираемости налогов, сообщила руководитель рабочей группы по прослеживаемости и маркировке товаров Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова. По ее словам, среди преимуществ этой меры — переход на электронный документооборот всех поставщиков. «Также стало возможным получать оперативную статистическую информацию по товарным рынкам. С утверждением индикаторов риска на основе данных системы маркировки ожидаем также снижения контрольной нагрузки на добросовестных участников рынка», — отметила она. 

Обязательная маркировка товаров началась в декабре 2017 года — тогда вступил в силу 487-ФЗ. С 2019 года «благодаря "Честному знаку" бюджет и легальные компании получили дополнительно 471 миллиард рублей в виде налогов и доходов», утверждают в национальной системе.

По словам представителей организации, производители наносят на упаковку специальный код, по которому можно отследить весь путь товара: от завода до потребителя. При этом нелегальный товар в эту цепочку проникнуть не может. «Бизнес получает возможность работать в честной конкурентной среде, а покупатель — уверенность в оригинальности, сроке годности и заявленном качестве. Государству маркировка помогает отслеживать цены, не допускать дефицита, контролировать участников рынка в условиях моратория на проверки», — объяснили в «Честном знаке».

Там также подчеркнули, что система является эффективной: фальсификат молочной продукции снизился с 30% до 3% всего за один год. По данным национальной системы, доля нелегальной табачной продукции и парфюмерии сократилась на четверть, обуви — на треть, шин — в два раза. Кроме того, на табачном рынке закрыто 45 нелегальных заводов, 18 обелилось. На рынке воды маркировка выявила около 450 производителей, которые ранее не отчитывались органам власти. Сейчас все они встали на учет и платят налоги, отметил «Честный знак».

При этом кампанию по маркировке всех товаров критикует руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, борьба с контрабандой и контрафактом должна вестись только в тех сферах, в которых доля нелегальной продукции высока и есть опасность для здоровья граждан. «Маркировка товаров превращается в сбор денег с каждого гражданина РФ. Сейчас маркировка происходит не там, где наблюдаются контрабанда и контрафакт, а там, где много единиц товара, это самое главное. В итоге QR-код — это частный налог, который маскируется большой пиар-кампанией», — считает эксперт. 

Однако нелегальный бизнес на то и нелегальный, ему все равно, есть ли QR-коды или их нет, подчеркивает Юшин. «Контрафакт как продавался в подполье, так и будет продаваться. И тем, кто его покупает, не нужен QR-код, они знают, что берут нелегальный товар, потому что хотят сэкономить или по другим причинам. И чем больше таких нагрузок на легальный бизнес, тем проще нелегальному», — рассуждает он.

Кто платит за маркировку?

Промаркировать QR-кодами планируют всю пищевую продукцию, включая пакетики с перцем, ванилью, кориандром и так далее. При покупке любого товара со всех граждан России собирают по 60 копеек — именно столько стоит каждая марочка, рассказал Юшин. «В итоге выходит около рубля, учитывая затраты не только на саму марку, но и на нанесение, оборудование, чернила, труд людей, которые работают. Суммарно это миллиарды рублей из карманов россиян, которых даже не спросили. Вот вы лично когда-нибудь QR-кодом пользовались, проверяя, что купили? Большинство людей даже не знают, для чего он», — убежден эксперт.

Почти 147 миллионов человек в стране каждый день переплачивает по рублю с каждой единицей, на которую нанесен QR-код, подчеркнул Юшин. Такую меру он назвал «абсолютно возмутительной».

При этом Орлова утверждает, что вопрос влияния маркировки на стоимость продукции довольно сложный. «На стоимость товара влияет множество факторов, поэтому выделить в цене конкретно затраты на маркировку просто невозможно. На практике мы не отмечаем существенного повышения цен на маркируемые товары», — отметила она.

«Честный знак», в свою очередь, утверждает, что «на плечи покупателей ничего не ложится». «Это видно на примере 16 товарных групп, в которых система уже работает, — нигде не фиксировалось роста цен, связанного именно с маркировкой. По расчетам НИУ ВШЭ и НИФИ Минфина, даже в себестоимости продукта вклад маркировки не превышает 1%, а где-то, как, например, в категории бутилированной воды, оказывает околонулевое влияние», — рассказали в национальной системе.

Кроме того, в отраслях, где присутствует малый и средний бизнес, «Честный знак» сам предлагает программы поддержки: компенсацию 50% затрат на оборудование для маркировки и рассрочку на 3 года для приобретения техники, добавили представители организации. По их словам, такие программы запускались, например, для производителей пива и слабоалкогольных напитков. Это делается, чтобы упростить компаниям процесс и исключить влияние на цены.