Top.Mail.Ru
архив

Поймали на слове

"Норильский никель" на прошлой неделе обнародовал список своих акционеров, владеющих более чем 1% акций компании, по состоянию на 26 мая текущего года. До сих пор ГМК не предоставляла подобной информации, ведь по закону раскрытию подлежат только сведения об акционерах, владеющих более 5% акций. Такая откровенность поставила в тупик одного из миноритариев - в списке, представленном на сайте "Норникеля", нет Алишера Усманова и его компании "Металлоинвест", хотя бизнесмен неоднократно публично заявлял, что владеет порядка 4 - 5% акций ГМК. Буквально накануне того, как "Норникель" предал гласности данные о составе своих акционеров, Алишер Усманов, отвечая на вопросы журналистов в ходе Петербургского экономического форума, отмечал, что ему принадлежит 4% акций ГМК. Расхождение в "показаниях" сам предприниматель и его структуры оставили без комментариев. Эксперты полагают, что Алишер Усманов был просто не готов к такой откровенности "Норникеля" и пока не хочет раскрывать точный размер своего пакета в связи с тем, что планирует либо дальнейшее его увеличение, либо продажу. Огласка относительно доли в ГМК в данном случае не в его интересах, так как может помешать переговорам, которые, возможно, уже ведутся.
   Тем временем крупным акционером "Норникеля" стал ВЭБ - 3,68%. Бумаги были куплены на рынке до конца 2008 г. в рамках инвестирования средств Фонда национального благосостояния.
   Таким образом, доля ВЭБа в ГМК сейчас составляет 28,68% (25% акций "Норникеля" находятся у него в качестве обеспечения кредита, выданного "Русалу"). Это означает, что ВЭБ стал первым по размеру пакета акционером ГМК.
   Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":
   Раскрывать или нет информацию о том, бенифициаром каких фирм, владеющих акциями ГМК, он является - это право самого господина Усманова. Сколько конкретно акций ему принадлежит, можно будет узнать, лишь когда он сам захочет огласить эти данные. Возможно, это было сделано, чтобы в нынешнее непростое время вновь не пошли разговоры о том, "кто из акционеров на чьей стороне", а компания нормально работала. Кроме того, такой отказ обнародовать информацию можно расценивать и как согласие со стратегией развития компании и политикой, проводимой нынешним менеджментом. Это логично, потому что сейчас компания должна пережить кризис. А уже потом можно будет выяснять отношения между акционерами.
   Андрей Северилов, управляющий партнер УК "Независимые директора":
   Вероятно, "Металлоинвест" действительно консолидировал у себя бумаги "Норникеля" в условиях возможного (рассматривавшегося ранее) объединения двух структур. Цель - большее участие акционеров "Металлоинвеста" в капитале объединенной компании, если бы такое объединение состоялось. Однако, поскольку сделка не была реализована, то владение пакетом акций в размере заявленных 4 - 5%, особенно с учетом пессимистичных ожиданий по их доходности в существующих экономических условиях, для "Металлоинвеста" имеет мало смысла. В связи с этим очевидно, что либо акции уже реализованы, либо существует договоренность об их продаже.