"Позолоти ручку"


"Откаты в госкорпорациях и госкомпаниях достигают 50% от суммы контракта, поскольку стоимость оборудования завышают в несколько раз. А о стоимости услуг - таких, как разработка техдокументации и всевозможные аудиты предприятий - и говорить не стоит. Стоимость завышают и в пять, и в десять раз, поскольку посчитать, сколько стоят подобные услуги, очень тяжело", - рассказал на условиях анонимности бывший сотрудник компании, занимающейся поставкой оборудования в рамках госконтрактов. Он привел в пример недавний тендер на приобретение мостового крана, средняя рыночная цена которого составляет около 1,6 млн руб. Предприятие же "Росатома" по результатам проведения тендера купило этот кран за 2,9 млн руб. (!). В "Росатоме" запрос "Ко" проигнорировали, но это далеко не единичный случай. В августе подразделение Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия проверило порядок проведения тендеров на закупку медицинской аппаратуры для местных больниц. Как оказалось, заказчик (Министерство здравоохранения республики) сформировал условия таким образом (нужно было соответствовать 185 характеристикам), что под указанные требования подходил лишь один аппарат, который и был предложен к поставке единственным участником по начальной (максимальной) цене - 2,28 млн руб. "Простой пример - государство объявляет конкурс на поставку стоматологического томографа по цене, более чем в два раза превосходящей рыночную, при этом попытка купить его как в представительстве, так и у дилеров не заканчивается успехом - "защита контракта". Представительство отказывается даже давать цену, так как у одного из дилеров уже есть договоренность (с покупателем. - Прим. "Ко".)", - рассказывает генеральный директор ОАО "Безоткатные поставки" Константин Чернов. "Здесь, как мне кажется, ситуация более чем прозрачная. Денег из федерального бюджета выделяется уйма, от них предприятия буквально захлебываются, контроля за расходованием средств нет никакого. Так что все более чем закономерно", - поясняет ситуацию старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский. Но было бы неправильным говорить, что все без исключения госкомпании "повязаны" коррупционными схемами, хотя приведенные выше факты также достаточно редко становятся достоянием гласности и привлекают внимание контролирующих органов. "Проведение прозрачных конкурентных процедур (тендеров, конкурсов, аукционов и пр.) при выборе поставщика материально-технических ресурсов - это базовый принцип организации материально-технического обеспечения предприятий компании "Газпром нефть", - заверили "Ко".


Откат "на пальцах"

Основы существования посредников

1. "Сборные" закупки - покупка комплектов оборудования, производимого разными поставщиками. Как простой пример - компьютеры, мониторы, программное обеспечение, принтеры. При этом один производитель не может обеспечить поставку всего перечня. Можно разбивать закупку на несколько лотов, что неудобно, так как нет единого ответственного за работоспособность комплекса в целом. Другой вариант - покупать у посредника, способного работать с несколькими производителями.
2. Мелкие закупки - производители не всегда готовы работать с мелким заказчиком.
3. Продажи через дилеров - большинство крупных западных производителей работают только через дилерскую сеть.
4. Желание "отмыть" или получить откат - производителю (особенно крупному или западному) гораздо труднее использовать серые схемы вывода денег из оборота.
5. Зачастую организатор торгов руководствуется стремлением к личному обогащению (через своего посредника), а не экономией государственных средств или средств компании.

*По данным ОАО "Безоткатные поставки"

"Свое отношение к откатам проиллюстрирую на примере: три друга скинулись по 100 руб. и послали одного к бабе Мане "взять подешевле". Он купил самогона на 200, но договорился с бабой Маней, что если друзья спросят, то она скажет, что бутылка стоила 300, и при этом 50 присвоил себе, а 50 дал бабе Мане", - иронизирует Константин Чернов. Как поступят остальные двое, узнав о таком "поставщике" и подобной "схеме работы"? Вроде и принес, о чем договаривались, и цена всех устроила, но деньги переплачены. "В некоторых кругах это называется "крысить", в других - "воровать у своих". Даже самые интеллигентные друзья вряд ли станут снова общаться с таким "менеджером по закупкам", - продолжает свою мысль Константин Чернов. - На бытовом уровне картинка очень неприглядная, а когда воруют у государства (то есть у нас с вами) или у крупной компании, то мы смотрим на это куда более спокойно". При ближайшем рассмотрении откатной системы уголовные составы не так очевидны, как на первый взгляд. В государственной сфере откат можно квалифицировать как растрату и, возможно, мошенничество. А вот в коммерческой области даже мошенничество выглядит притянутым за уши. В обоих случаях возможно (и весьма вероятно) уклонение от уплаты налогов (у того, кто откат получил) и предоставление недостоверной бухгалтерской отчетности (у той организации, которая откат платит). Громкие дела о коррупции и откатах в сфере государственных закупок часто не приводят к обвинительным приговорам или возмещению ущерба не только ввиду нерадивости следствия, как принято считать, но и в силу трудности доказательства именно самого события и состава преступления. "Мы зачастую считаем, что откаты - это порождение исключительно алчных чиновников (или менеджеров по закупкам). Этот тезис кажется мне не совсем верным. В откатной модели взаимодействия бизнес (производители и поставщики) заинтересован ничуть не меньше заказчиков", - заключает Константин Чернов. "Благодаря" системам откатов компании-производители и поставщики получают нерыночные конкурентные преимущества. Существует даже мнение, что раз целью бизнеса является получение прибыли, то откат вполне можно рассматривать как бизнес-инструмент наравне с рекламой. "Я не согласен с таким утверждением и считаю откаты банальным воровством", - категорично заявляет Константин Чернов.


Ключевой посредник

Как правило, ключевым звеном откатной системы выступает посредник, помогающий производителю договориться с покупателем, а затем "спрятать" в налоговой документации неучтенные деньги, пошедшие на откаты. Иногда производители и покупатели просто вынуждены прибегать к помощи посредников, которые выступают своего рода инвесторами в "долгоиграющих" проектах, когда оборудование нужно не просто закупить, а еще и спроектировать, построить, доставить покупателю, установить и наладить. "Производитель предпочитает заниматься только "своим делом" - производством продукции, неся минимум расходов на маркетинг и логистику. Производитель зачастую ориентирован на опт, работать с розницей ему коммерчески неинтересно. Роль посредника как раз и заключается в организации логистики, маркетинга и дистрибуции обычно широкого ассортимента продукции, за что он получает свои комиссионные", - поясняет аналитик ИК "Финам" Анатолий Вакуленко. "Основной причиной отказа производителей от участия в процедурах отборов является величина заказа. По многим номенклатурам материально-технических ресурсов нефтяные компании не являются крупными потребителями, например металлопрокат. Иногда компания вынуждена закупать "сборные вагоны", когда в один вагон загружается небольшая партия товаров, укомплектованных продукцией различных производителей. Часто крупные заводы отказываются напрямую отгружать небольшие партии товара. В таких случаях заказ формируют крупные трейдеры", - рассказывает представитель "Газпром нефти".
"Производитель не чувствует себя комфортно в судах, а в большинстве случаев и не имеет достаточных юридических ресурсов (в случае необходимости судиться с покупателем. - Прим. "Ко".). Кроме того, распространено мнение, что если один раз пойти в суд, то в будущем "никто не захочет со мной работать". То есть заказчик в следующий раз обратится к другому производителю, - объясняет еще одну причину Константин Чернов. - Конечное решение по-прежнему за человеком, а портить с ним отношения производителю не хочется - лучше продать через посредника, чем не продать вовсе". Выгода производителя - в росте объемов продаж. Ради этого он готов не только "поделиться" с посредником, но даже выставить покупателю заведомо завышенный счет, чтобы у посредника остались еще деньги на откаты. Производитель зачастую вынужден играть по этим правилам, иначе обладающий связями в структурах покупателя посредник перестанет "рекомендовать" его технику и начнет сотрудничать с другим. Основным конкурентным преимуществом посредника в данном случае является "доступ к телу": договоренности с менеджерами покупателя. Примечательно, что коррумпированные сотрудники госпредприятий иногда даже проводят конкурсы между посредниками - кто больший откат даст.


Знать бы прикуп...

Механизмы махинаций

Завышение стоимости оборудования по "договоренности" с менеджерами компаний, принимающими решения о закупке

Вытеснение конкурентов путем написания техзадания под отдельно выбранного поставщика (посредника)

Публикация тендера с заведомо невыполнимыми условиями и сроками (в то время, как один из посредников заранее знает, что будет конкурс, и знаком с его условиями, а значит, имеет возможность подготовиться)

Затягивание оплаты

Высокие суммы обеспечения заявки на участие в конкурсе

Требование наличия избыточного количества лицензий, допусков и справок

Существует несколько наиболее известных схем, позволяющих отдать контракт на тендере "своей" компании, которая пообещала откат. "Одна из самых распространенных - когда поставщик знает о закупаемом оборудовании заранее (до публикования самого тендера), он и формирует стоимость со всеми участниками процедуры: проектный институт, само предприятие, куда поставляется оборудование, и организатор торгов соответственно со всеми договаривается о сумме", - рассказывает источник "Ко". Способов отсечь других претендентов - великое множество. "В коммерческих закупках (РЖД, нефтегазовый комплекс) зачастую проводится конкурс на поставку на год вперед по огромному перечню оборудования (тысячи позиций). При этом важными критериями являются квалификация сотрудников (субъективный критерий) и опыт работы с заказчиком за прошлые годы (чтобы не допускать новых поставщиков), - рассказывает Константин Чернов. - Фактические цены поставки после заключения контракта уже не контролируются - их можно и пересмотреть "по соглашению сторон". Еще один способ - включить в условия тендера заведомо невыполнимые требования. Чаще всего речь идет о сроках поставки. Например, срок поставки оборудования по госконтракту ограничивают одним месяцем, притом что на самом деле для его производства и доставки заказчику требуется не менее трех. В этом случае "свой" посредник должен заказать (а значит, внести частичную предоплату) оборудование еще до публикации информации о конкурсе. Добросовестные поставщики на такой конкурс не пойдут - выполнить условия попросту невозможно. Тогда для создания видимости торгов в тендере участвуют еще несколько подставных фирм, условия которых заведомо хуже, чем у "своего" поставщика. Однако в таких тендерах возникает риск так называемого конкурсного рэкета - еще одного вида бизнеса, который кормится на системе откатов. На конкурс приходит фирма-"однодневка" и выигрывает его, декларируя полное соответствие техзаданию и низкую цену. Затем представители этой "однодневки" приходят к компании, у которой изначально была договоренность с покупателем, и предлагают откупиться - дать денег, чтобы победители отказались от заключения госконтракта. В данном случае "свой" поставщик оказывается перед выбором: либо заплатить рэкетирам, либо потерять контракт, а ведь деньги в производство оборудования уже заложены.


От 94-ФЗ к ФКС

В конце сентября состоялось совещание кабинета министров, на котором было принято предварительное решение о реформировании системы госзакупок. "Надо признать, что действующий механизм формирования и исполнения госконтрактов, безусловно, несовершенен, в нем есть целый ряд пробелов и недостатков, - заявил премьер-министр Владимир Путин. - Мы должны закупать для государственных нужд, для социальной сферы качественные инновационные продукты, сформировать такую систему, которая снизит коррупцию, обеспечит максимальную прозрачность этой работы, начиная с планов закупки и заканчивая исполнением самих контрактов". Федеральная контрактная система (ФКС), которая придет на смену действующему закону о госзакупках (94-ФЗ), по словам премьера, станет действенным инструментом государственной инвестполитики и сыграет важную роль в модернизации всей экономики. Впрочем, как пояснил после совещания пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, окончательное решение о реформе системы госзаказа пока не принято. Но опрошенные "Ко" эксперты сомневаются, что махинации при госзакупках удастся искоренить вот так просто, одним росчерком пера законодателей. Дело в том, что это выгодно всем участникам схемы и никто добровольно от нее отказываться не намерен. "Откаты выгодны не только чиновникам, но и бизнесу. Действительно, вместо конкуренции по цене и качеству достаточно договориться об откате. То есть рыночные механизмы, регулирующие качество и цену, не работают. Конкуренции нет. Но есть прибыль и реализация продукции", - резюмирует Константин Чернов.