PR без P

15.11.199900:00

Богатый важными для нефтянки событиями 1999 год (см. подробный обзор в рубрике "Тема") стал нелегким испытанием для людей, занимающихся внешними связями российских ВИНКов. Для находящихся под угрозой тотального передела нефтяных компаний PR в условиях взаимных противостояний и постоянной смены тактических и стратегических союзников перестал быть роскошью, превратившись в насущную необходимость. И хотя самые суровые баталии нефтяники вели в коридорах власти, а не на газетных полосах, необходимость публичных действий осознавалась даже самыми "замшелыми" компаниями. Следует учесть и особенности нынешнего года - начавшиеся предвыборные схватки, двойную смену правительства, - чтобы понять, насколько был тяжел общий "политэкономический" фон для корпоративного PR вообще и для нефтяного в частности. Так что компании, запомнившиеся в этом году своими публичными акциями, сделали почти невозможное: они сумели заинтересовать своими новостями людей, и без того тонущих в огромном информационном море.

Общее представление о PR-активности российских нефтяников дают собранные в таблицу наиболее заметные акции уходящего года.

Успеха на ниве информирования общественности в этом году добились не только компании, уже давно и профессионально управляющие информационными потоками, но и те, кто был в состоянии оперативно отмобилизовать все ресурсы на решение внезапно возникавших задач.

Например, "ЛУКойл" не только последовательно проводил свою давнюю линию на освещение корпоративных событий с позиций "старейшины" отрасли, но и активно реагировал на внешние раздражители, в частности на планы создания Государственной акционерной нефтяной компании (ГАНК). Венцом активности "ЛУКойла" стало недавнее жесткое отстаивание своей позиции в отношении Мажейкяйского НПЗ в Литве; можно констатировать, что российская компания впервые фактически спровоцировала отставку правительства суверенной республики, тем самым подчеркнув свою геополитическую значимость. Имиджевые проколы "ЛУКойла" связаны с небезупречным назначением Семена Вайнштока, являвшегося вице-президентом холдинга, на должность главы "Транснефти": хотя формально "ЛУКойл" не имел никакого отношения к этому событию, негативный оттенок откровенно силового решения кадровой замены ложится и на эту НК. Чересчур активная позиция по ГАНК также стоила "ЛУКойлу" нескольких пропущенных "уколов": в прессе появлялись сообщения о нешуточной лоббистской обработке высших должностных лиц России, включая премьера Примакова.

В наибольшей степени способность решать сложные проблемы в режиме реального времени продемонстрировала ТНК. Долго отвергавшая даже предположения о своей заинтересованности в банкротстве и последующей продаже двух "дочек" "Сиданко", ТНК затем решительно развернулась и перешла в наступление. Голоса "Сиданко" в споре pro et contra банкротства "Черногорки" и "Конда" практически не было слышно, зато ТНК умудрилась разъяснить свою позицию решительно всем. Компанию не испугала даже ожидаемая негативная реакция со стороны BP с ее мощными коммуникативными возможностями на Западе. Не слышно было в этом году в центральных СМИ и голоса давнего и жесткого оппонента нынешних хозяев ТНК - некогда всесильного генерала "Нижневартовскнефтегаза" Виктора Палия.

Говоря об очевидно ухудшивших в этом году (по сравнению с годом прошлым) свой имидж компаниях, имеет смысл упомянуть "Сибнефть" и "Татнефть". "Сибнефть" завершила 1998 год довольно неплохо: были широко анонсированы меры по обеспечению прозрачности компании по западным стандартам, что сгладило имиджевую неудачу того же года с созданием холдинга ЮКСИ. Но 1999 год не привнес в имидж компании ничего хорошего: год начался с обыска в московской штаб-квартире, а продолжился сенсационными "откровениями" из жизни совладельца "Сибнефти" Романа Абрамовича. Ореол скандальности, преследовавший весь год другого совладельца компании - Бориса Березовского, также не способствовал формированию устойчивого положительного имиджа "Сибнефти". Впрочем, нет худа без добра: имеющая сейчас упорное хождение версия о том, что трио "ЛУКойл" - "Сибнефть" - ТНК якобы вертит посаженным ими же министром Калюжным как хочет, только добавляет обычную для предприятий Березовского изюминку демонизма в облик компании. Нынешнее отставание не замешанной ни в каких политических интригах "Татнефти" - совсем другого характера. Для компании, не имеющей полноценного московского представительства, "Татнефть" выглядела ранее совсем неплохо: стабильное авторитетное руководство, доступ на рынок внешних заимствований. Однако в 1999 году все изменилось - и руководство, и кредитный рейтинг.

PR "Роснефти" в 1999 году откровением, конечно, назвать нельзя, но тем не менее в сравнении с прошлым годом улучшение налицо: после цепи непрерывных скандалов и отставок компания наконец обрела стабильное руководство, до сих пор успешно отражавшее, кстати, ряд притязаний на свои позиции. Минусом следует считать только полную пассивность компании по отношению к ГАНК. "Роснефть", как и прежде, выглядела безропотным к любым действиям правительства субъектом: захотят - продадут; захотят - передадут; захотят - еще кого-нибудь присоединят.

Совершенно противоположную позицию заняла до того совершенно пассивная в плане PR госкомпания "Онако". В акцию под лозунгом "Не пойдем в ГАНК!" включились и оренбургский губернатор Елагин, и весь топ-менеджмент "Онако". В общем, все было как в 1941 году под Москвой: непонятно, кто помог: то ли Красная Армия, то ли мороз, - но немцам Москву (то есть "Онако" в госкомпанию) не отдали.

Пожалуй, только одна из крупных НК никак не обнаруживала себя на рынке в этом году. Это "Сургутнефтегаз", для которой подобная политика давно в порядке вещей. Компания, возглавляемая "человеком в железной маске" -Владимиром Богдановым, чужда всякой публичности и тем не менее стабильно получает высокую оценку у профессионалов. Это совсем не к тому, что степень реального успеха обратно пропорциональна усилиям, затраченным на PR (хотя такая точка зрения, как говорится, имеет место быть), а к тому, что все-таки иногда напомнить о себе надо. Ведь если сам себя не похвалишь, то кто же это сделает?

Наиболее заметные PR-кампании года в нефтяной промышленности:

  • Противостояние ТНК и "Сиданко" (BP/Amoco).
  • Обсуждение планов создания Государственной акционерной нефтяной компании (ГАНК).
  • Кадровые перестановки в Минтопэнерго и изменения в его политике.
  • Слияние компаний "ЛУКойл" и "КомиТЭК".
  • Обсуждение строительства Балтийской трубопроводной системы.
  • Борьба за контроль над Мажейкяйским НПЗ (Литва).
  • Ратификация Госдумой соглашений о разделе продукции по Красноленинскому, Приобскому, Самотлорскому месторождениям.
  • Компания Наиболее значимые PR-акции
    "ЛУКойл" Активная позиция по ГАНК (просили "Роснефть"), слияние с "КомиТЭК", участие в смене руководства "Транснефти", приобретение активов за рубежом (Румыния, Болгария), борьба за контроль над Мажейкяйским НПЗ, размещение еврооблигаций, конкурс по продаже 9% акций, наращивание собственного танкерного флота, работа над имиджем В. Алекперова как авторитетнейшего представителя отрасли.
    ЮКОС Активная позиция по ГАНК (просили "Онако"), противостояние с Кеннетом Дартом, сотрудничество с Китайской национальной нефтяной компанией, самостоятельное освоение Приобского месторождения, неоднократные публичные критические выступления М. Ходорковского* по поводу ситуации в отрасли.
    "Сургутнефтегаз" Сколько-нибудь значительной активности не отмечалось.
    ТНК Активная позиция по ГАНК (просили "Славнефть", предлагали отдать значительный пакет своих акций в обмен на перевод счетов в Альфа-банк и осуществление менеджмента в ГАНК), противостояние с "Сиданко", одобрение СРП по Самотлорскому месторождению, размещение еврооблигаций.
    "Сиданко"  
    "Татнефть" Смена руководства компании, понижение кредитного рейтинга.
    "Сибнефть" Активная позиция по ГАНК (предлагали отдать государству ВСНК), размещение еврооблигаций, обыски в штаб-квартире холдинга, негативная "засветка" Р. Абрамовича.
    "Роснефть" Пассивная позиция по ГАНК, Сахалинский проект, укрепление личного имиджа С. Богданчикова под угрозой отставки.
    "Славнефть" Пассивная позиция по ГАНК, укрепление личного имиджа В. Думы под угрозой отставки.
    "Онако" Активное противостояние идее ГАНК, кампания за передачу контрольного пакета Оренбургской обладминистрации.
    "КомиТЭК" Слияние с "ЛУКойлом", укрепление личного имиджа руководителя управляющей компании "Евросевернефть" Г. Березкина.
    "Транснефть" Обсуждение планов строительства БТС, начало строительства обходного трубопровода вокруг Чечни, отставка Д. Савельева.

    Улучшили по сравнению с минувшим годом свой имидж компании "ЛУКойл", ТНК, "КомиТЭК", "Онако", "Роснефть", "Транснефть"; на уровне прошлого года остались компании ЮКОС, "Сургутнефтегаз", "Славнефть"; потеряли в имидже "Сиданко", "Сибнефть", "Татнефть".

    Наивысшую PR-активность проявляли ТНК и "ЛУКойл".

    * признан в России иностранным агентом.