Top.Mail.Ru
архив

PR-понты

PR
Недавний мировой финансовый кризис лишь усилил тенденцию к перераспределению финансовых потоков на PR-рынке страны. После длительного периода "розовых очков", когда большие компании предпочитали "умным" PR-подрядчикам "красивых и международных", наступило прозрение: в условиях, когда работа с общественностью стала одной из самых эффективных методик управления настроениями потребителей, способной приносить реальные прибыли, на рынке ценятся эффективные и результативные решения, пусть и придуманные никому не известными людьми, сидящими в офисе у МКАД. Оптимизация расходов компаний приводит к отказу от работы с крупными PR-бутиками, с которыми сотрудничать престижно, но не всегда эффективно и экономно.
Вчерашние акулы бизнеса все реже выигрывают открытые рыночные тендеры из-за того, что не способны конкурировать с огромным количеством мелких и более мобильных компаний, готовых делать, в сущности, то же самое, но за гораздо меньшие деньги.

Вчерашние "якорные" клиенты PR-бутиков все чаще нанимают агентства узкой специализации для решения конкретных задач. Например, работая в регионах, предпочитают привлекать местных игроков. Все чаще крупные заказы дробятся между несколькими узконаправленными агентствами, каждое из которых показывает отличные результаты в своем сегменте рынка: социальных сетях, федеральных СМИ, эвентах. Кроме того, часть работ ведь можно сделать самостоятельно. Для этого компании пересматривают функционал своих PR-директоров: теперь они должны действительно работать, а не просто "дружить" с PR-агентством. Бизнес стремится к тому, чтобы консолидировать функции по управлению репутацией компании внутри нее самой. Важность имиджа компании сегодня, когда существует YouTube, несколько соцсетей с мгновенной передачей информации огромному кругу потребителей, начинает всерьез беспокоить владельцев больших корпораций. То, для чего раньше нанимались крупные PR-агентства, теперь выполняется собственными сотрудниками. При этом увеличение объема работы не повлекло соответствующего увеличения зарплат. По сути, PR-директоров просто обязали выполнять те функции, ради которых они и нанимались.

Сокращение расходов на внешние коммуникации заставило искать иные, более дешевые, но не менее эффективные пути к конечному потребителю. Для многих коммерческих структур, особенно в сегменте FMCG, решением проблемы стали социальные сети, еще недавно воспринимавшиеся как забава. Сегодня считается нормой, когда корпорация содержит специальный отдел, работающий именно с социальными сетями. Чаты и форумы, умело модерируемые специалистами, дают очень высокий коэффициент отдачи при низких затратах.

Другой проблемой последних лет является вопрос кадрового голода в отрасли: поколение 2000-х ушло в бизнес, специальных учебных заведений, готовящих более-менее квалифицированных работников для отрасли, нет. Причем в этом смысле наша проблема похожа на ситуацию в деловых СМИ, где несколько десятков профессионалов мигрируют из издания в издание, а новых журналистов найти или хотя бы научить весьма проблематично.

Быть "пиарщиком" вроде бы по-прежнему модно и престижно, однако клиентов, готовых платить за общие рекомендации и пассы руками, почти не осталось. Кадров, умеющих выполнять даже простые операции типа написания и рассылки пресс-релиза, осмысленного разговора с журналистом или внедрения в блог под видом пользователя, очень мало, а желания учиться азам профессии у молодежи нет. Вчерашние монстры рынка, если они не паразитируют на госкорпорациях, уверенно теряют клиентов. Возможно, скоро мы увидим появление новых нишевых лидеров, однако пока весь отечественный PR - это игра одиночек.