Правила вино-инвесторов
Статистика подтверждает: вино — один из самых перспективных инвестиционных активов с высоким потенциалом роста. Однако в России это пока венчурная история. О правилах формирования винных коллекций поговорили с директором по стратегическому развитию B2C Simple Group Еленой Царевой.
— Подход зависит от психологии инвестора. Вино — быстрооборачиваемый, ликвидный продукт, торгуемый через специальные фонды на бирже. Владение винодельней — большой труд. Среди наших клиентов есть те, кто ранее приобретал готовые винные хозяйства во Франции, в Италии, в Аргентине или Чили. В этом случае инвестор вкладывал деньги в уже работающее предприятие и команду и вовлекался в ее развитие. Сейчас с этим сложно. В России виноделие — молодая отрасль, в которой время возврата инвестиций наступит очень нескоро. Хотя, конечно, направление для капиталовложений очень интересное: спрос на отечественное вино постоянно растет и сильно не удовлетворен.
— Да, и на старте нужны очень большие вложения. Засадить один гектар виноградника — это порядка €10–20 тыс. Плюс еще надо найти правильные саженцы, потому что ранее закупались мировые сорта за границей, а сейчас начали разводить наши автохтонные, которые хорошо себя проявляют на родных терруарах. Дорого и трудно достать все, что связано с процессом выращивания винограда и производства вина, начиная от тракторов до бутылок, этикеток и пробки. Все это находится в серьезном дефиците в России, а значит — повод для инвестора присмотреться к подобному производству. В целом виноделие — очень емкая отрасль. Если задуматься, то для того чтобы появилась бутылка вина, нужен труд людей более 70 специальностей.
— Чтобы отвечать качеству биржевого продукта, вино должно иметь известное происхождение, сертификат качества и достаточный срок жизни — десять и более лет. Производители уже давно озаботились тем, чтобы потенциальный покупатель мог подтвердить провенанс, просто взяв бутылку в руки: существует множество технологий идентификации. Поскольку вино — живой продукт, он требует правильных условий хранения, транспортировки, а за это отвечают уже дистрибьюторы, которые очень дорожат своей репутацией. Некоторые из них на рынке более 100 лет.
— Главное отличие — отсутствие вторичного рынка. Это объясняется регуляторными правилами: для того чтобы продавать алкоголь, нужны государственные лицензии, которые частным лицам приобрести нельзя. Соответственно, и винные аукционы, которые очень распространены, например, в Европе, пока нам недоступны.
— В России всего два года назад вышел закон о вине, который положил основу регулирования новой отрасли. Учитывая скорость, с которой она развивается, и право будет быстро эволюционировать. Но этого момента можно и не ждать, ведь наиболее ценна коллекция, которая максимально полная, с первого винтажа. Некоторые инвестиции сегодня можно рассматривать как венчурные. Мы понимаем, что уже есть хозяйства, производящие качественные вина, какие-то из них успели войти в международные рейтинги — их продукты достойны коллекционирования. Возможно, со временем они превратятся в голубые фишки — такие же, как бордо. Угадать — невозможно, но сделать прогноз, имея на руках статистику продаж и анализ рынка, можно. Самое важное — обратиться к специалисту, чтобы не потерять энтузиазма в бесконечных поисках и получить правильные рыночные ориентиры. Эксперты нашего винного премиум-сервиса SimplePrivé консультируют по вопросам создания коллекций, проводят их аудит, организуют частные дегустации и покупки через En Primeur.
— Мы пользуемся винными рейтингами: эта история была запущена Робертом Паркером в 1975 году и по сей день остается актуальной. В России сейчас стартовала эра собственных винных рейтингов, есть он и у нашего журнала Simple Wine News. В первый раз в 2023 году была собрана большая группа независимых экспертов, которые ездили по стране и дегустировали продукцию различных хозяйств — а мы экспедицию освещали. В этом году эксперты получили образцы и на основе дегустации сформировали второй рейтинг. Конечно, российские вина еще уступают признанным мировым лидерам. Важнейший фактор этого — возраст лозы. Нашим виноградникам от силы десять лет, а топовые вина делаются из ягоды с лоз возрастом от 20 до 60 лет. Поэтому у нас все впереди.
— Изменения в потреблении, а значит — в производстве — происходят постоянно. Еще 30 лет назад господствовало правило, что нужно подождать 10, а то и 20 лет, чтобы с удовольствием выпить зрелого вина (до этого срока напиток был очень танинным, мощным). Психология современного потребителя: «Я не готов передавать свой погреб следующему поколению, так как не знаю, будут ли мои дети вообще пить вино. Я хочу наслаждаться прекрасными напитками здесь и сейчас, в крайнем случае приобрести ан-примеры и выпить их через 5 лет». Нежелание потребителя ждать привело к тому, что производители добились элегантного раскрытия вина уже через 4–5 лет.
Еще один тренд, который стал проявляться 2–3 года назад, — отказ от универсального стиля. Ни одно из именитых бордоских хозяйств не делает из всей ягоды один идеальный напиток. Терруары разбиты на кло (участки. — Прим. ред.), на каждом складываются уникальные условия с точки зрения экспозиции, влажности, температуры, ветра, что существенным образом влияет на качество плодов. Образцы с каждого участка пристально изучают в лабораториях, выясняют идеальное время для сбора, собирают и винифицируют по отдельности. За счет этого удается создать вино с уникальным характером. Эти нюансы сейчас в цене.
— Соглашусь! Вероятно, это связано с популярностью ЗОЖа и тем, что они не так торопятся жить, как их родители. И для производителей качественного вина это хорошо, потому что новое поколение будет делать осознанный выбор и покупать лучшее вино.