Правильное направление

31.10.201100:00


Альфа-банк всегда был одним из лидеров российского рынка эквайринга - услуг по приему платежей с банковских карт в местах розничной торговли. Терминалы Альфа-банка стоят на кассах более чем 10 000 торговых и сервисных компаний страны. И вдруг банк решил выйти из эквайрингового бизнеса. Покупателем выступила компания UCS, "дочка" американской корпорации Global Payments. Все необходимые соглашения уже подписаны, сделка будет закрыта в декабре. Банк между тем решил сосредоточиться на более перспективных для него направлениях развития.


- Алексей Александрович, можно ли сказать, что с завершением этой сделки Альфа-банк покидает рынок эквайринга?

- Нет. Это очень важный вопрос. Сделка охватывает только то, что мы называем "наземным эквайрингом", предполагающим физическое наличие терминала в точке продажи. Но есть еще электронный эквайринг, когда в момент покупки человек платит картой в Интернете. Именно его мы считаем для себя стратегическим направлением развития. То есть мы уходим от наземного эквайринга в сторону интернет-эквайринга, который мы очень активно развиваем в последние несколько лет. Теперь мы все силы сможем сконцентрировать именно на этом направлении, так как считаем его более перспективным.


- Какие перемены это влечет для вашего клиента - того самого магазина, в котором стоит терминал?

- В ближайшей перспективе - никакие. Мы постарались сделать так, чтобы в ближайшее время клиентам даже терминалы не меняли. Более того, сделка с UCS не означает, что в Альфа-банке больше нельзя получить услуги эквайринга. Клиент по-прежнему может прийти к нам и купить эквайринг в рамках общего комплексного банковского обслуживания в Альфа-банке, просто оказывать эту услугу будет другая компания. И мы по-прежнему остаемся расчетным банком для наших клиентов - торговых точек. То есть с точки зрения порядка и скорости зачисления денег все происходит ровно по той же схеме, по которой это происходило раньше. Мы становимся для UCS расчетным банком в России и, таким образом, получаем довольно крупного клиента для нашего расчетного бизнеса, зарабатывая еще и на этом.


- Каковы все-таки были мотивы руководства Альфа-банка, решившего выйти из сегмента, где у вас долгое время были лидирующие позиции?

- Мы на протяжении долгого времени отслеживали тренды на рынке эквайринга. Когда мы с вами приходим в магазин, то перед нами стоит выбор - заплатить наличными или с помощью карточки. Казалось бы, карт на руках у граждан очень много: активировано более 70 млн. Однако более 90% операций по этим картам - снятие наличных в банкомате. 10 лет назад, когда карт в обращении было гораздо меньше, 97% транзакций происходило с использованием наличных. То есть за 10 лет, несмотря на очень активный рост розничного банковского рынка, с точки зрения использования карт как средства платежа, мы продвинулись очень недалеко. Наши граждане привыкли платить наличными, и эту привычку в ближайшие годы будет нелегко перебороть. Для чего заниматься этим бизнесом? Только если ожидать бурного роста оплаты по картам в ближайшие три-пять лет. Отмотав историю на 11 лет назад и посмотрев на имеющиеся тренды, мы пришли к выводу, что в ближайшем будущем бурного роста трат по картам не произойдет.


- То есть, иными словами, наземный эквайринг перестал быть прибыльным?

- Здесь важную роль играет политика платежных систем. В процессе оплаты покупки по карте действуют банк-эмитент, который выпустил карту, и банк-эквайер, занимающийся процессингом платежей. И это далеко не всегда один и тот же банк. Платежные системы в последние несколько лет активно поддерживают эмитентов. В чем это проявляется? Сумма комиссионных, которые платит за эквайринг предприятие-ритейлер, делится между банком-эмитентом, банком-эквайером и платежной системой. Так вот, платежные системы в последние годы внутри этой ограниченной суммы поднимали долю средств, получаемых банками-эмитентами. В итоге маржа для банков-эквайеров, в том числе и наша маржа, снижается.


- Что именно вы продаете? Каков предмет сделки?

- Сегодня в России работает порядка 10 000 компаний, заключивших с Альфа-банком договор об эквайринге. Среди российских банков-эквайеров с точки зрения доли рынка мы занимаем третье место. Таким образом, мы продаем контракты и наработанные отношения. Это весьма сложная сделка, поскольку сейчас договоры об эквайринге заключены между компаниями-клиентами и Альфа-банком, причем не все из этих договоров предусматривают передачу наших прав и обязанностей по договору третьему лицу в одностороннем порядке. Там, где этого права нет, торговые точки получат предложения от компании UCS переподписать договор на тех же условиях, что у них были в Альфа-банке.


- А почему именно Global Payments и каковы финансовые условия сделки?

- Мы хотели найти не просто покупателя, а партнера. Сумму сделки раскрывать не буду, но считаю важным подчеркнуть, что фактически это не продажа бизнеса, это стратегическое партнерство с компанией, являющейся крупнейшим профессионалом на рынке эквайринга и могущей дать нашим клиентам тот перечень услуг, который сегодня оказываем мы. Банк со своей стороны получает провайдера эквайринговых услуг. Очень важно то, что на рынке эквайринга Global Payments, наверное, единственный крупный игрок, не являющийся банком. Мы сразу решили, что не хотим заключать альянс с другим банком. Во-первых, что очевидно, не хотим помогать конкурентам. Во-вторых, у нас есть обязательства перед нашими клиентами, и мы заинтересованы в том, чтобы они не претерпели ущерба с точки зрения качества и цены эквайринговых услуг. А Global Payments, для которой эквайринг является узкой и основной специализацией, как раз может это обеспечить.


- Сотрудники Альфа-банка, которые занимались эквайрингом, смогут продолжить работу в новой компании?

- Да. Это еще один фактор, заставивший нас отказаться от идеи продавать бизнес другому банку, так как там нет необходимости в новых, то есть в наших сотрудниках. Между тем в UCS у них фактически появляется возможность пойти работать по прежнему профилю деятельности и на условиях не хуже, а может и лучше, чем в Альфа-банке.