Top.Mail.Ru
архив

Правительство не справилось с легкими деньгами

НА ПРОШЛОЙ неделе правительство получило серьезную взбучку от президента. По словам информированных кремлевских источников, эта "встряска" не приведет к кадровым перестановкам. Однако Михаилу Касьянову и Алексею Кудрину все же пришлось выступить с заявлениями, что повода для отставки правительства и его ключевых фигур нет. Вечером в понедельник в Кремле произошло ставшее уже традицией экономическое совещание "в узком формате" (Волошин, Касьянов, Кудрин, Греф и Илларионов*).

В отличие от летнего совещания, когда президент упрекал правительство и ЦБ за недостаточное противодействие инфляции, не хватало только Геращенко. После совещания Кудрин признал, что критиковались "некоторые действия правительства" и что "необходимые меры" не всегда вовремя принимаются.

К концу недели ситуация прояснилась: экономический советник президента Андрей Илларионов поведал широкой публике о том, что услышали на собрании высокопоставленные правительственные чиновники. Оказалось - почти ничего нового. Практически все неприятные для правительства тезисы знакомы постоянным читателям "Ко" по публикациям лета/осени.

Правительство продолжает гордиться экономическим ростом (ВВП за год вырастет более чем на 7%, промышленное производство - на 10%, инвестиции - на 20% и т.д.) и сверхдоходами бюджета (как минимум 300 млрд руб.). Однако и то и другое, говорит Илларионов, имеет виртуальный характер. Россия находится в редчайшей по благоприятности внешнеторговой ситуации: цены на товары экспорта выросли на 38%, а на товары импорта упали на 14%. В таких условиях рост мог быть и более впечатляющим.

Дополнительные доходы получены экономикой и бюджетом не за счет улучшения ситуации в стране. Между тем внешние условия могут быстро измениться, а правительство не только не готово к такому сценарию, но и не пытается использовать нынешнюю ситуацию для ускорения реформ. Наоборот, вдохнувшие "пьяного воздуха неожиданно свалившегося благосостояния" чиновники усиливают государственное регулирование экономики (создание госбанков, введение госмонополий на черную икру и табак, предложение об увеличении минимальной зарплаты, реструктуризация долгов агропрома и т.д.).

Наконец, половину дополнительных бюджетных доходов этого года правительство и Дума собираются направить на увеличение непроцентных расходных статей. В результате федеральные расходы выйдут на уровень, на котором их нельзя будет поддерживать в следующем году. А когда цена на товары экспорта вновь упадет, мы вернемся к проблемам, с которыми сталкивались в прошлом.

Кроме известного предложения ускорить структурные реформы (правительство все жалуется на хроническую нехватку времени, не позволяющую заняться реформами всерьез), Илларионов высказывает простую, но вызывающую в правительстве активное неприятие идею: Парижскому клубу надо платить по полной программе. Эта точка зрения представляется вполне оправданной. Во-первых, в текущем году положительное сальдо платежного баланса России составит примерно $66 млрд, а сальдо по счету текущих операций - $50 млрд. Бюджет получит дополнительные доходы порядка $11 млрд. Первый небольшой платеж предстоит в феврале 2001 года. А ссылаться на отсутствие денег спустя два месяца после фиксации сверхдоходов не совсем честно.

Во-вторых, реструктуризация нам не нужна - сверхдоходы 2000 года можно полностью направить (зарезервировать) на погашение долгов, что сделает возможным выплату и в случае ухудшения конъюнктуры в 2002 - 2003 годах. В-третьих, реструктуризация нам невыгодна: до бесконечности реструктурируя выплаты, Россия только увеличивает сумму долга посредством капитализации отсроченных процентных выплат. Так, семь лет назад мы были должны Парижскому клубу примерно $33 млрд, а к настоящему моменту выплатили $17 млрд. Однако долг не уменьшился вдвое, а (из-за неоднократных реструктуризаций) вырос на 30% и достиг $43 млрд.

Наконец, выплаты Парижскому клубу позволят стерилизовать дополнительную денежную массу, выпускаемую ЦБ в обращение при покупке долларов в резерв. Это лучший способ преодоления "голландской" болезни (избыток долларов провоцирует утяжеление рубля, а выпуск денег - инфляцию) и создания предпосылок устойчивого роста.

Собственно, примерно это и сообщили правительству МВФ в ходе недавних переговоров: зачем делать себе хуже, когда можно - лучше? Однако правительство, рассчитывавшее на реструктуризацию долга, пока не признает, что стратегия переговоров с Парижским клубом должна быть изменена.
* признан в России иноагентом.

Еще по теме