Top.Mail.Ru
архив

Право на фотографию

Права граждан – дело хорошее и нужное, хотя и дефицитное. Среди них есть такое – на свободу вероисповедания. Но, как всех нас учили в школе, если есть права, есть и обязанности. В нашем случае пользование гражданскими правами должно сочетаться с соблюдением законов, действующих на территории проживания счастливого обладателя вышеуказанных прав. Хотя кто же спорит, законы так себе. Но соблюдать их вообще-то надо.

«История с фотографией», решение которой уже некоторое время откладывается, может теперь выйти и на международный уровень. Десять женщин, жительниц Татарстана – обстоятельство достаточно важное, учитывая сильное исламское влияние в республике, – готовы обратиться в Европейский суд, чтобы добиться права фотографироваться на паспорт в повязанном на голову платке. Мотивация – и не только с их точки зрения – достаточно серьезная: Коран запрещает женщинам обнажать голову. Второй аргумент женщин Востока уже не настолько убедителен: «раньше фотографии в платке разрешали». Во-первых, раньше бог весть что разрешалось (или не разрешалось). Не стоит забывать, что сегодня мир начал несколько менее легкомысленно относиться к системе идентификации граждан. Ну а во-вторых, некоторые женщины, одетые вполне по правилам, имели привычку носить с собой взрывчатку и оставлять ее в вокзальных помещениях в российских городах с малоприятными для оказавшихся там граждан последствиями. Это не имеет, естественно, прямого отношения к истицам. Просто здесь тот нечастный случай, когда смысл требований правоохранительных органов вполне понятен и обоснован.

Очевидно, что к соблюдению верующими правил своей конфессии следует относиться уважительно и с пониманием. Столь же очевидно, что сторонним людям не следует обсуждать целесообразность и уместность этих правил. И с этой точки зрения, повторим, требования истиц вполне понятны. Вот только некоторый контекст смущает. Например, если вспомнить, что именно в Татарстане действовала школа (или школы) подготовки «мастеров шахидского движения». Короче говоря, есть некоторые сомнения в том, что битва за платок есть независимая инициатива женщин-истцов. Вполне возможно, что эта история разыгрывается как пробный шар с вполне понятной целью. А именно выяснить, до какой степени субъект Федерации с действительно сильной мусульманской составляющей может с помощью ислама корректировать действующее законодательство. Повторимся еще раз: право исповедовать ислам, равно как православие, католицизм и другие религии, не может обсуждаться. Трудно, конечно, удержаться от разговоров о РПЦ, но это другая тема – похоже, из разряда вечных. Любая вера заслуживает уважения, и потому речь вообще-то не о верующих и их законных правах. А о том и о тех, кто может использовать верующих в своих целях. В нашем случае речь идет о проявлениях крайнего фундаментализма.

Кремль, судя по всему, считает, что этот вопрос в Республике Татарстан у него под полным контролем. Хотя, как известно, полностью контролирует республику только г-н Шаймиев. Возможно тем не менее, что Кремль с его уверенностью в отсутствии фундаментализма в республике ждет достаточно серьезное разочарование. История с фотографией может оказаться далеко не такой уж и безобидной, и тем более не последней. Коран велит женщине быть послушной, поэтому найти активную группу для какой-то новой и еще более серьезной по последствиям инициативы по защите прав верующих будет нетрудно.

В результате известный предмет, гордость советской песенной традиции, может стать началом перехода символа эпохи в область политики. «Синенький, скромный…» (а также «оренбургский пуховый…») платок в таком случае станет флагом борьбы за соблюдение религиозных правил в законодательной системе светского государства. Не в смысле «не убий и не укради» – это и так предусмотрено в главном российском бестселлере под названием «Уголовный кодекс».

Попытки поставить соблюдение религиозных норм выше светской законодательной системы могут привести к появлению как минимум двух федеральных образований на одной и той же территории. С одной стороны, там будут действовать федеральные институты и законы, а с другой, одновременно, религиозные правила. В результате чего единое правовое поле начнет выглядеть как старое дачное одеяло.

Еще по теме