«Правое» самовыражение: Канье Уэст купил популярную у сторонников Трампа соцсеть
После блокировки аккаунта в Twitter рэпер Канье Уэст купил социальную сеть Parler, популярную у сторонников правых взглядов, не нашедших понимания на других популярных площадках. По словам музыканта, платформа поможет им наконец-то начать свободно самовыражаться. До него эту проблему вызвался решить Дональд Трамп, создавший собственную альтернативу либеральным соцсетям — Truth Social. «Вернуть» демократию в Twitter хочет и Илон Маск. Их объединяет одна идея — свобода слова, однако каждый из них понимает ее по-своему.
Рэпер Канье Уэст (официально сменил имя на Йе) купил популярную у сторонников бывшего президента Дональда Трампа соцсеть Parler, которая позиционирует себя как альтернатива Twitter со «свободой слова». Сделку планируется закрыть до конца года, а ее сумму стороны не раскрыли. «В мире, где консервативные взгляды считаются спорными, мы должны убедиться, что у нас есть право на свободное самовыражение», — заявил рэпер. Материнская компания Parlement Technologies добавила, что сделка поможет создать «экосистему без культуры отмены, в которой приветствуются все мнения».
После покупки соцсети Уэст позвонил Трампу и пригласил его на совместный ужин. Встреча еще не подтверждена, но сам факт звонка говорит о том, что музыкант все еще поддерживает экс-президента.
Йе с 2016 года носил красную кепку с лозунгом «Сделаем Америку снова великой» (на ней была подпись Трампа), признавался ему в любви и обнимался с ним. Благоговение перед Трампом привело к тому, что и сам Уэст собрался стать президентом страны в 2024 году.
Однако Уэст стал частью «культуры отмены» не только из-за поддержки Трампа. Музыканта исключили из списка исполнителей на церемонии вручения «Грэмми» и временно забанили в Twitter и Instagram (принадлежит Meta, запрещенной и признанной в России экстремистской). Так, отказ музыканту в выступлении на «Грэмми» может быть связан с оскорблениями на расовой почве в отношении ведущего, писало Variety. Далее последовал временный блок в Instagram из-за постов, в которых пользователи увидели антисемитские высказывания: в переписке с рэпером Шоном Комбсом музыкант намекнул, что Комбса контролируют влиятельные евреи.
После Уэст перешел в Twitter, где опубликовал странную запись: «Я сейчас немного сонный, но, когда я проснусь, я перейду в смертельный режим 3 (вероятно, имеется в ввиду повышенная боевая готовность по шкале DEFCON вооруженных сил США — прим. ред.) против еврейского народа. Смешно, что я-то на самом деле не могу быть антисемитом, потому что темнокожие люди на самом деле евреи, а вы, ребята, со мной игрались и пытались прокатить любого, кто против вашей повестки». Аккаунт Уэста заблокировали из-за нарушения политики Twitter.
Кибербуллинг и антисемитизм лишили Йе не только аккаунтов в соцсетях. Бренд Balenciaga и портал Vogue Away удалили фото его выхода на показе бренда в Париже, а крупные онлайн-ритейлеры сняли с продажи коллаборацию Yeezy Gap Engineered by Balenciaga. При этом официальных заявлений об этом не было. Adidas, давно сотрудничающий с Уэстом, тоже решил «пересмотреть» партнерство.
Довольно резкое поведение рэпера связывают с диагностированным биполярным расстройством. По крайней мере, об этом говорят источники People, близкие к музыканту и его бывшей жене Ким Кардашьян. «Долгое время Канье чувствовал себя хорошо. В прошлом у него были и маниакальные, и депрессивные фазы, связанные с биполярным расстройством. Сейчас у него обострение», — комментировал в 2020-м собеседник издания планы по выдвижению Уэста в президенты США.
«Правда» и ничего кроме
Трамп, после того как сел в президентское кресло, начал активно использовать Twitter для своих политических заявлений, за его аккаунтом следили почти 90 млн человек. Он не стеснялся в выражениях и делал заявления, которые сокращали состояния бизнесменов, рушили и поднимали фондовую биржу и цены на нефть. Едкие выпады в сторону противников, описки и пренебрежения историческими фактами стали основой создания специального индекса Трампа, который отслеживал изменение доходности гособлигаций в США в первые пять минут после твитов бывшего президента.
Все это продолжалось до беспорядков в Вашингтоне, которые устроили сторонники Трампа 7 января 2021 года. Экс-президент в Twitter связал произошедшее с тем, что его победа на выборах была «украдена». После этого соцсеть заблокировала аккаунт Трампа на 12 часов, по истечении которых он успел написать еще два твита, которые, по мнению соцсети, нарушают ее политику «о противодействии героизации насилия».
Решение Twitter о бане аккаунта Трампа повлекло за собой принцип домино: аналогичным образом поступили больше десятка платформ. В их числе — Facebook, YouTube, Twitch, Snapchat, Reddit, Discord, TikTok и Pinterest.
Google и Apple пошли еще дальше и удалили из своих магазинов приложение Parler. Таким же образом поступил и Amazon, отключив соцсеть от своих серверов. Приложение вернулось в магазины после того, как руководство соцсети изменило политику модерации контента.
Сам Трамп отреагировал на вечную блокировку, буквально потеряв контроль над собой, писал Politico со ссылкой на высокопоставленный источник в администрации экс-президента. Он назвал Twitter позором демократии и заметил, что аккаунты многих членов запрещенного в России террористического движения «Талибан» имеют аккаунты в соцсети, однако «вашего любимого американского президента заставили замолчать». Рупором Трампа должна была стать новая соцсеть, созданная им же, — Truth Social («Соцсеть “Правда”»), в которую инвесторы вложили $1 млрд
Ее цель — «противостоять тирании больших технологий» и быть свободной «от политической дискриминации». Соцсеть была запущена 20 февраля 2022 года, а на следующий день стала самым популярным по скачиваниям за неделю приложением на iOS. За несколько часов Truth Social скачали более 85 тыс. человек, что вызвало сбой.
За абсурдностью и непоследовательностью твитов кроется вполне конкретная цель. «Трамп использует социальные сети как оружие, позволяющее контролировать новостной поток. Это работает как магия. Его твиты скорее тактические, нежели содержательные», — писал в 2018 году профессор Калифорнийского университета Джордж Лакофф.
«Площадка свободы слова»
Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск, как и Трамп, ведет свою «политику» в Twitter. Расшатывая акции собственной компании и заигрывая с криптовалютами, миллиардер приобрел репутацию непредсказуемого предпринимателя, который однажды добьется самых амбициозных целей и верует «в абсолютную свободу слова».
В начале апреля 2022 года бизнесмен купил 9,2% Twitter, став одним из крупнейших акционеров компании. Почти сразу после покупки Маск провел опрос на своей странице в соцсети, придерживается ли платформа принципов свободы слова, позже отметив, что де-факто Twitter является «общедоступной городской площадью», поэтому несоблюдение этих норм «в корне подрывает демократию». Он не исключил, что имеет смысл создать аналог соцсети, но все же решил приобрести ее целиком за $44 млрд. Однако сделка сорвалась. Это произошло из-за подсчета количества фейковых и спамерских аккаунтов в соцсети, что было необходимо для понимания рекламной аудитории.
В соцсети сочли отказ надуманным и решили через суд обязать Маска завершить покупку, однако перед заседанием суда 4 октября миллиардер предложил Twitter возобновить сделку. В этот раз соцсеть собирается довести дело до конца, хотя источники Financial Times говорили, что сотрудники Twitter с самого начала видели в предложении Маска розыгрыш — из них только создатель и бывший глава соцсети Джек Дорси публично поддержал сделку. По его словам, Twitter «принадлежал Уолл-стрит и рекламной модели», поэтому «забрать его обратно — это правильный шаг.
Однако сотрудники беспокоятся, что Маск сведет на нет многолетнюю работу по очистке платформы от «токсичного контента» и нарушит корпоративную культуру своим непредсказуемым стилем управления. Как писал Fox News, желание миллиардера получить контроль над Twitter вызвало негодование некоторых леволиберальных деятелей, которые поддерживают политику платформы, направленную на ограничение пользователей, придерживающихся консервативных взглядов.
Сам миллиардер придерживается своей главной цели — «сделать Twitter площадкой свободы слова». Под этим он подразумевает возможность говорить до тех пор, пока слова не нарушают закон. «Я против цензуры, которая выходит далеко за рамки закона. Если люди хотят меньше свободы слова, они будут просить правительство принять соответствующие законы. Выход за рамки закона противоречит воле народа», — объяснял он.
Критики бизнесмена заметили, что у него нет понимания базовых принципов свободы слова, но есть фундаментальное противоречие в позиции «свобода слова — это все, что не запрещено законом»: а что, если высказывание в Twitter нарушает законы Германии или Турции, но не США?