Top.Mail.Ru
архив

Праздник непослушания

На минувшей неделе, похоже, произошел долгожданный перелом вокруг экспортного контракта на строительство военных кораблей для ВМФ Китая. Произошло это, правда, не без прямого и неоднократного вмешательства государства, которому грозили многомиллионные убытки в результате занятой владельцами «Балтийского завода» позиции. По всей видимости, спор все же завершен, но где гарантии, что завтра нечто подобное не случится между другимипредприятиями нашего оборонного комплекса?

События вокруг строительства кораблей для КНР разворачиваются уже на протяжении полутора лет, поэтому уместно вспомнить картину происходящего.

В январе 2002 года между ФГУП «Рособоронэкспорт» и КНР был заключен контракт на строительство двух эсминцев стоимостью $1,4 млрд. По условиям договора исполнителем должна была стать «Северная верфь», на которой в 1997–2001 гг. уже были построены два эсминца для китайцев. Однако в том же январе после внезапно проведенного под патронажем Ильи Клебанова тендера заказ был передан «Балтийскому заводу», с чем категорически была не согласна китайская сторона, которая, к тому же знала, что ранее «балтийцы» на год сорвали сдачу Индии военного фрегата. Поэтому головным исполнителем контракта премьер-министр РФ Михаил Касьянов назначил снова «Северную верфь».

Впрочем, не остался внакладе и «Балтийский завод» – с ним была достигнута договоренность о поставке комплектующих. Причем «балтийцам» отводилась особая роль по созданию святая святых эсминцев – котлов для двигателей, без которых корабль – груда плавучего металла. Однако, учитывая, что завод – единственный в стране, выпускающий подобную продукцию, его владельцы начали выдвигать все новые требования – от членства в совете директоров до продажи всей «Северной верфи».

И без того непростые отношения двух ведущих судостроительных предприятий окончательно зашли в тупик, после того как «Северной верфи» неоднократно – в конце 2002-го и весной/летом нынешнего года – было отказано в поставке уже готовых и авансом (!) оплаченных котлов. Официальной причиной отказа стали обвинения в использовании «Северной верфвью» для строительства эсминцев якобы старых складских запасов вместо нового оборудования, что в ходе эксплуатации может привести к выходу котлов из строя. При этом председатель совета директоров «Балтийского завода» Александр Несис и гендиректор завода Олег Шуляковский объясняют свою позицию исключительно высшими интересами – угрозой престижу России как ведущей судостроительной державы и непоправимым уроном всему российскому оборонному комплексу.

Все это было бы достойно всяческого уважения, если бы являлось правдой. В действительности если оборонному комплексу страны и нанесен серьезный урон, то происходит это в первую очередь по причине, скажем так, не совсем адекватного поведения руководителей «Балтийского завода». Например, на своей пресс-конференции они роздали копии договоров «Северной верфи» с подрядчиками, которые подтверждают их правоту. При этом, правда, забыли проинформировать собравшихся, что их доводы уже неоднократно и официально опровергнуты. Например, в заключении 1-го ЦНИИ Минобороны РФ прямо говорится о том, что «технических препятствий для поставки главных котлов на заказы проекта не выявлено». Не обнаружило нарушений и специально созванное по этому вопросу совещание «Россудостроения» (протокол № 3 от 3.04.03 г.). Его гендиректор Владимир Поспелов в письме куратору российского ОПК, вице-премьеру правительства РФ Борису Алешину отмечает: «Оснований для непоставки котлов не имеется – ни технических, ни юридических».

Кстати, на состоявшейся в начале июля коллегии  Российского агентства по судостроению было также принято решение о том, что «балтийцы» 15 июля поставят паровые котлы «Северной верфи». При этом замглавкома ВМФ вице-адмирал Михаил Барсуков заявил, что отказ поставлять котлы для эсминцев «является нарушением правовых норм в нашем государстве, а огласка представителями завода конфиденциальных сведений станет предметом специального расследования».

Впрочем, этим владельцев «Балтийского завода» едва ли удивишь: уже два года правоохранительные органы расследуют дело о махинациях с векселями, когда на государственные деньги был скуплен контрольный пакет акций завода. Вопросом законности акционирования завода занимался и Комитет Госдумы по безопасности, но воз и ныне там.

Поэтому неудивительно, что и после решения коллегии «Россудостроения» котлы своей прописки не сменили. Теперь «балтийцы» заговорили о том, что «Северная верфь» якобы не предоставила технических условий монтажа и эксплуатации котлов, а без этого радетели за отечественный ОПК не могут гарантировать работу своих изделий. Хотя по контракту перед китайцами всю ответственность несет держатель контракта – «Рособоронэкспорт». Ведь если в вашем автомобиле что-то отказало, то перед владельцем будет отвечать завод-производитель или дилер, а никак не один из тысячи поставщиков-изготовителей завода. Вот и задумаешься: а правильно ли отдавать оборонный заказ в частные руки, да еще и монополисту?..

В какой-то момент казалось, что нет такой силы, которая может заставить руководителей завода выполнять свои обязательства – частное предприятие, а что вы хотите? И все же трудно поверить, что «балтийцы» перестали отдавать себе отчет в том, насколько своими действиями они наносят вред интересам государства. Ведь по существу вся история – это не конфликт между заводом и верфью и даже не противостояние Олега Несиса и гендиректора холдинга «НПК» Бориса Кузыка (совладельца верфи). Это, как ни крути, конфликт Несиса и государства. Более того, срыв поставок под надуманным предлогом повлечет за собой не только нарушение сроков сдачи кораблей китайцам – это приведет к многомиллионной неустойке, платить которую будет «Рособоронэкспорт», то есть государство.

В августе в дело вмешалась даже прокуратура Санкт-Петербурга. Проведя проверку, она установила, что изготовленные на заводе по контракту с «Северной верфью» и оплаченные котлы не были поставлены заказчику (вот новость-то!). «Но, поскольку изделия предназначались для установки на боевые корабли, строительство которых ведется для Китая по межправительственному соглашению, мы обязаны были вмешаться», – заявил представитель прокуратуры. Прокуратурой было вынесено представление председателю совета директоров «Балтийского завода» Несису и предостережение о недопустимости нарушения закона гендиректору Шуляковскому. Заводу в месячный срок было предписано выполнить условия контракта, который включен, между прочим, в государственный заказ (!).

Еще одним аккордом в этом деле стало совещание 7 августа по строительству эсминцев у вице-премьера Бориса Алешина. На нем было поставлено два условия: обязательное исполнение экспортного заказа – отгрузка котлов в течение месяца, а в дальнейшем интеграция двух заводов. При этом, по словам одного из участников встречи в Белом доме, Алешин был раздражен информационной активностью руководителей завода (китайская сторона неоднократно указывала на недопустимость утечки в СМИ сведений по контракту, о чем Москвой и Пекином подписано соответствующее соглашение). Не утерпел и гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» Андрей Бельянинов, заявивший на выставке МАКС-2003, что «…скандалы вокруг экспортных контрактов наносят вред развитию военно-технического сотрудничества».

Не сомневаются в этом ни в его ведомстве, ни в «Россудостроении», ни в Минобороны, ни в прокуратуре. Но, видимо, терпение беспредельно, и потому на встрече у Алешина 14 августа Кузыка и Несиса последнему было еще раз указано – котлы поставить. И хотя в понедельник гендиректор Олег Шуляковский подтвердил, что дал команду на отгрузку котлов, кто гарантирует, что праздник непослушания на этом действительно закончился?

Еще по теме