Предчувствие кризиса

08.12.201400:00

Страховой рынок является одним из индикаторов состояния экономики. После спада в кризисном 2009 г., когда сборы страховщиков рухнули почти на 10%, последующие три года рынок демонстрировал двузначный рост ежегодно. Однако начиная с IV квартала 2013 г. динамика поступлений средств в сегменте страхования стала замедляться. 

По итогам первого полугодия 2014 г. рост рынка не превышал 8%. Это явные признаки стагнации, констатируют эксперты. Когда у корпоративного сектора не хватает средств, о страховании рисков компании задумываются в последнюю очередь. «Темпы прироста взносов падают, убыточность растет, соответственно снижается и рентабельность собственных средств», – подтверждает генеральный директор ОАО «СК «Альянс» Николаус Фрай. «Сейчас на рынке довольно сложно найти позитивные тенденции на рынке. Замедление темпов роста, снижение спроса и продаж новых автомобилей, негативное влияние макроэкономических факторов – все это привело к росту убыточности на фоне стагнации в экономике», – соглашается со словами коллеги член совета директоров группы «Ренессанс Страхование» Сергей Рябцов. 

Наиболее тревожная ситуация сложилась в сегменте моторного страхования. Большинство западных страховщиков свою розничную деятельность свернули. «Это касается «Альянса», «Цюриха» и «Оранты». «Альянс» свернул свой бизнес, «Цюрих» и «Оранта» – с убытками продали, – отмечает генеральный директор ОАО «СК «Пари» Александр Кудряков. – Такового же рода ситуация наблюдается и у ряда российских компаний. Мы знаем, что фактически сворачивает деятельность «Гута Страхование», и, по нашим данным, НСГ прекратила продажу розничных страховых продуктов». Можно сделать вывод, что акционерам этих компаний бизнес в том виде, в котором он существовал до последнего времени, стал неинтересен. Но все далеко не так печально, как может показаться на первый взгляд: для одних кризис – это повод уйти с рынка, а для других – возможность нарастить свою долю. «В кризисные периоды всегда выигрывает тот, кто работает на перспективу. Сейчас очень важный период для развития и улучшения инфраструктурных проектов и бизнес-процессов», – подчеркивает Сергей Рябцов. 

Одним из знаковых итогов уходящего года стало изменение тарифов ОСАГО. Вокруг данной темы было сломано много копий: страховщики жаловались на растущую убыточность этого вида страхования, а страхователи подозревали участников рынка в жадности. Средняя убыточность ОСАГО в России преодолела порог в 100%, констатирует рейтинговое агентство «Эксперт РА». При этом убыточность обязательной автогражданки свыше 100% по итогам 2013 г. была зафиксирована в 23 регионах, а в четырех субъектах (Камчатский край, Амурская, Ульяновская и Мурманская области) этот показатель превысил 120%. При таком показателе убыточности автомобилисты рисковали остаться вообще без страховщиков, а последние вынуждены были выбирать – либо субсидировать данное направление, либо уходить из сегмента ОСАГО. Законодателям удалось предотвратить коллапс рынка. Однако эксперты полагают, что повышение базового тарифа ОСАГО, действующее с октября 2014 г., даст лишь небольшую паузу перед системным кризисом, который может разразиться уже к лету следующего года. Как считают специалисты, необходимо пересмотреть региональные коэффициенты, причем в некоторых регионах до двух раз.  «Помимо повышения базовых ставок, необходима корректировка коэффициентов, влияющих на расчет страховой премии. Например, ранее обсуждалась более подробная градация коэффициента возраста-стажа, территориальные коэффициенты тоже уже давно требуют изменений», – добавляет Сергей Рябцов. По его словам, для стабильной работы на рынке ОСАГО важно, чтобы в каждом регионе был установлен оправданный тариф. 

Опрошенные «Ко» эксперты не слишком оптимистичны в оценках перспектив рынка в 2015 г., хотя и не ожидают «ухода в минус». «Если говорить о том, как будет меняться рынок в 2015 г., то здесь следует ожидать незначительного роста, от 0 до 5%. Причем в значительной степени он будет обусловлен повышением тарифов по ОСАГО, с одной стороны, и, с другой, возможно, те риски, которые оцениваются не в рублях, а в валюте, будут давать большую премию в рублях, и мы получим формальный прирост, – поясняет Александр Кудряков. – Но фактически объемы тех рисков, которые будут застрахованы в имущественном сегменте (это касается складов с импортными товарами, грузоперевозок, лимитов ответственности, оценивающихся в валютном эквиваленте), возрастать не будут, а может, и снизятся. А формально денежные поступления будут больше». «Мы полагаем, что отдельные сегменты станут менее прибыльными – например, автострахование. Поскольку запчасти нужно покупать за евро, из-за роста курса данный сегмент станет испытывать трудности, – прогнозирует Николаус Фрай. – При этом другие сегменты рынка будут демонстрировать стабильную картину – например, ДМС. Мы полагаем, что здесь рыночные условия останутся прежними, хотя и будет наблюдаться небольшой рост частоты страховых случаев».