Top.Mail.Ru
бизнес

«Предприниматели не остались со своими проблемами в одиночку»

Владимир Платонов. Фото: ТАСС Владимир Платонов. Фото: ТАСС

Период карантинных ограничений стал для предпринимателей не только испытанием, но и временем повышения юридической грамотности и осознания необходимости «играть по правилам». Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты, рассказал «Компании», почему форс-мажор не отменяет обязательств, а медиация в кризис гораздо эффективнее медитации.

Владимир Михайлович, какие вопросы волновали столичный бизнес в период пандемии? С какими проблемами предприниматели обращались в МТПП?

— За время «противоэпидемической паузы» на нашу почту и телефонную горячую линию поступило более пяти тысяч обращений от предпринимателей. Они касались различных тем, но в целом были объединены просьбами о помощи. Множество писем касалось ситуации с ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ОКВЭД, а также арендных обязательств. Выделение помощи сильно зависело от того, в какие реестры включен бизнес и какие основные коды деятельности использует. При расхождении, к примеру, кода ОКВЭД с основной деятельностью бизнеса компания могла остаться без поддержки. 

Наибольшее количество обращений, более трех тысяч, — заверения наступления обстоятельств непреодолимой силы. Здесь имело место недопонимание предпринимателями юридического смысла понятия «форс-мажор». Многие считают, что это индульгенция, которую выдает ТПП и которая защищает от всех платежей. Но увы, это не так: если признаётся форс-мажор, предприниматели всё равно обязаны исполнять договорные обязательства и защищены лишь от штрафных санкций за просрочку и за расторжение договорных отношений по их вине. В Гражданском кодексе есть четкие определения и элементы, которые могут назвать ситуацию форс-мажором. Кроме того, для принятия заявления к рассмотрению было необходимо, чтобы возможность наступления форс-мажорной ситуации была прописана в договоре, невозможность исполнения которого являлась предметом обращения в МТПП. А так было далеко не всегда.

В итоге положительные заключения были даны по 214 обращениям. Нам звонили, просили, «убеждали», пытались включить различные «связи», даже жаловались мэру, но все это было бесполезно: мы руководствовались требованиями закона и плюс понимали, что выданное «по знакомству» неверное свидетельство о форс-мажоре будет отменено в суде. Это не означает, что остальные предприниматели остались без поддержки. Всем обратившимся эксперты МТПП оказывали консультативную помощь, предлагали возможные решения — например, пересмотреть договорные отношения с поставщиками и арендодателями. Мы активно предлагаем подключить возможности медиации, досудебного решения споров, для чего при палате сформирован пул опытных медиаторов (причем не только из Москвы, но и из регионов России и даже из-за рубежа).

Учитывая ситуацию пандемии, вся работа наших специалистов по форс-мажору была для обратившихся предпринимателей бесплатной.

Оцените, пожалуйста, эффективность онлайн-взаимодействия с бизнесом.

— Сразу же при введении первых ограничений мы всю работу перевели «на удаленку». Логично сравнить количество «очных» мероприятий во втором квартале 2019 года и проведенных в онлайне в период самоизоляции год спустя: 60 годом ранее против 142 за три «карантинных» месяца 2020-го. Бизнес с удовольствием общался дистанционно, ведь никуда не нужно было ездить. 

В итоге это только улучшило и активизировало работу МТПП. Использование онлайн-каналов дало положительный результат, причем эффективность не упала. Мы готовы и дальше еще шире использовать «удаленку»: не только для проведения круглых столов, конференций и рабочих совещаний, но и, например, для проведения выставок. Принято решение офлайн-выставки дублировать с помощью онлайн-каналов. Ведь не у всех столичных предпринимателей есть время на посещение мероприятий, сейчас большинство занимается восстановлением бизнеса. 

В этом году впервые в онлайн МТПП провела выставку «Фестиваль франшиз». До этого она 11 лет подряд проходила в традиционном формате. Выставку посмотрели 18,2 тыс. посетителей, в 3D-формате ее увидели 6,2 тыс. человек. В итоге к нам поступило более 20 запросов на покупку франшиз. МТПП, понимая, насколько сложно бизнесу, провела эту выставку бесплатно. Только что завершилась еще одна онлайн-выставка, посвященная продвижению туристических возможностей Республики Коми. Она прошла с не меньшим успехом. У нас уже выстроилась очередь из желающих участвовать в наших виртуальных выставках.

Как выстраивался диалог города с бизнесом в новых экономических реалиях?

— Даже в штатных ситуациях городские власти создают условия, чтобы получать достоверную информацию от предпринимательства. Сейчас руку на пульсе держат штаб по защите бизнеса, московский антикризисный штаб по экономическому развитию во главе с вице-мэром Владимиром Ефимовым. Бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева и общественные институты помогают доводить важную информацию до органов власти. Совместная работа правительства Москвы и некоммерческих организаций создала условия для того, чтобы предприниматели не остались со своими проблемами один на один.

МТПП была в свое время основана предпринимателями для защиты интересов бизнеса по вопросам, связанным с его основной деятельностью. Поэтому мы активно занимались поисками путей поддержки бизнеса, по итогам заседаний наших отраслевых структур направили более 90 писем в различные инстанции. Многие наши предложения нашли отражение в пакетах мер помощи, которые потом применялись. И эта работа продолжается. 

Сделайте, пожалуйста, срез по мерам поддержки. Насколько быстро они вводились? Оказались ли они эффективными?

— Основная задача государства заключается в том, чтобы предприниматели выжили в условиях карантина и после снятия ограничений могли восстановить работу. Они понесли убытки, но всё равно должны сохранить рабочие места и свое дело. Поэтому первые федеральные пакеты помощи были ориентированы на сохранение штата сотрудников: можно было взять кредит в банке под 0 % на зарплату персонала. 

Три пакета городской поддержки бизнеса содержали широкий набор мер поддержки, которые помогли очень многим предпринимателям — это и кредитная поддержка, и арендные и налоговые льготы. Но следует четко понимать: это было не кардинальное решение экономических проблем, а средства помочь бизнесу продержаться до времени восстановления бизнес-активности и спроса. Конечно, хотелось бы иметь возможность выплатить каждому ИП субсидию на покрытие убытков, но в Москве только малых предприятий под миллион, этого не выдержит ни один бюджет. Поэтому город делал что возможно.

Отмечу, что не всегда предприниматели соглашались и принимали помощь от государства и правительства Москвы. Но в итоге 60 % предпринимателей сохранили бизнес и вышли на работу. Это неплохой показатель. 

Сейчас еще рано говорить о реальной помощи в денежном выражении, которую получил столичный бизнес. Оценки будут после снятия всех ограничений и возврата бизнеса к нормальной работе. Уверен, что со временем размеры помощи будут расширяться, внедряться новые виды поддержки.

Кроме того, важным проектом была программа субсидирования потребительского спроса «Миллион призов»: москвичи получили возможность участия в розыгрыше бонусов и скидок в размере от 1 до 4 тыс. руб. для использования в торговых сетях, ресторанах, кафе и т.д. По нашему замыслу, это должно было помочь «перезапустить» московский бизнес, обеспечить поток покупателей и клиентов, влить в московские торговлю и сферу услуг более 5 млрд руб. Более 80 столичных компаний выразили желание принять участие в программе, большинство из них сетевые, то есть это сотни, если не тысячи, магазинов, кафе, организаций.

Какой итог по действиям власти, бизнеса и общественников можно подвести? 

— Сейчас сложно подводить итоги, ведь выход из ограничений полностью не завершился, это делается постепенно. Хуже того — не исключается вторая волна эпидемии коронавируса и, как следствие, возвращение ограничений. У государства, правительства Москвы, некоммерческих организаций есть время для совершенствования мер помощи — и реальной, и консультационной.

Еще по теме