Top.Mail.Ru
архив

Предвыборный лототрон

Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Но советский (он же российский) спорт способен делать чудеса. Олимпийский комитет, добившись для себя права «проводить лотереи и зарабатывать на них», намерен, похоже, повторить рекорд Национального фонда спорта (НФС), который в 1995 – 1996 годах чуть было не подчинил себе весь лотерейный бизнес страны.

Тогда Шамиль Тарпищев, покровительствовавший НФС «теннисный» тренер президента Ельцина, пролоббировал создание Федеральной комиссии по лотереям и играм (ФКЛИ), которая должна была «упорядочить» соответствующий рынок в нужном спортсменам русле. Сейчас «горнолыжный» наставник Путина Леонид Тягачев пытается с помощью лотерей «пополнить финансовые потоки» Олимпийского комитета.

И хотя пока о монополизации рынка емкостью в $1 млрд речи не идет, достаточно туманно представляется, например, будущее ОАО «Российские лотереи», которое не только является оператором всех лотерей, проводимых Олимпийским комитетом и НФС, но также реализует через свою сеть более половины билетов всех лотерей, проводимых в России.

Формально 100% «Российских лотерей» принадлежит Мингосимуществу. Однако, по сведениям «Ко», в последнее время из компании выделились ООО «Лотереи и игры», принадлежащее Интурбанку и НФС, и ООО «Процесс-4», контролируемое «старыми» топ-менеджерами «Российских лотерей». (С июня 2001 года компанию возглавляет бывший депутат Госдумы от фракции «Единство» Николай Савельев, чьим приходом, видимо, и обусловлена такая высокая «плодовитость» «Российских лотерей».) Логично предположить, что основные финансовые потоки «Российских лотерей» контролируются упомянутыми ООО. А договориться с их учредителями Тягачеву не составит особого труда. Тем более что в период основания «Российских лотерей» он был министром спорта и туризма. А в свете недавнего отзыва лицензии у Интурбанка есть формальный повод для переуступки его доли в том же ООО «Лотереи и игры».

Другой вопрос, как к фактическому подчинению «Российских лотерей» Олимпийскому комитету отнесутся конкуренты. Ведь, например, концерн «Милан», организатор «Русского лото», в середине 1990-х сумел весьма эффективно противостоять экспансии НФС. Правда, тогда на стороне владельца «Милана» Малика Сайдуллаева были мэр Москвы Юрий Лужков и банкир Александр Смоленский. Сейчас «иных уж нет, а те далече». По крайней мере в эпоху «вертикали власти» столичный градоначальник вряд ли осмелится опекать не слишком устраивающего Кремль потенциального кандидата на пост президента Чечни.

А о том, что доходы от лотерейного бизнеса можно при желании конвертировать в голоса избирателей, свидетельствует не только опыт Сайдуллаева. Зафиксированная в середине 1990-х годов активность НФС на лотерейном рынке странным образом совпала с подготовкой к президентским выборам 1996 года, в финансировании которых и сам фонд, и связанные с ним бизнесмены (вроде главы банка «Национальный кредит» Олега Бойко) сыграли весьма загадочную роль. Да и небезызвестный Бадри Патаркацишвили тоже, видимо, не случайно входил в совет директоров «Российских лотерей». Нынешние грандиозные лотерейные замыслы у Олимпийского комитета также возникли незадолго до парламентских выборов 2003-го и президентских 2004-го. В связи с этим нелишне отметить, что еще одну многотиражную лотерею «ТВ Бинго-шоу» проводит МЧС. А ведь, согласно опросам ВЦИОМ, Сергей Шойгу занимает второе место среди потенциальных кандидатов в президенты.

Создатель «Единства» политолог Глеб Павловский в одном из недавних интервью уже говорил о важности «второго места» на ближайших президентских выборах. Кто знает, о чем на сей раз попросит исполнительного Шойгу Семья? И не для того ли спортсменам снова дали подзаработать на лотереях, чтобы избавить главу МЧС от лишних иллюзий?

Еще по теме