Прекрасные компании всегда идут в обход

23.12.200200:00

В России может появиться прецедент пересмотра крупного инвестиционного проекта по экологическим соображениям. Подобная участь грозит трубопроводному проекту нефтяной компании ЮКОС.

Сейчас существует два проекта транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Транснефть» предложила проложить трубу по маршруту Ангарск – Находка, чтобы продавать углеводороды сразу нескольким странам региона, а ЮКОС лоббирует поставку нефти от Ангарска напрямую в Китай. Стоимость проекта ЮКОСа – $1,7 млрд, «Транснефти» – $4 млрд. В начале декабря Министерство природных ресурсов вернуло проект «китайского» трубопровода на доработку, потому что стройку предполагается вести на охраняемых территориях Сибири (один из вариантов маршрута пролегает по водосборным территориям озера Байкал, а два других – по обочине Тункинского национального парка). Согласно закону на особо охраняемых территориях строить трубопроводы нельзя.

По мнению близкого к ЮКОСу источника, МПР затягивает экологическую экспертизу трубопровода, потому что пока неизвестно, с кем именно будет иметь дело министерство – с частными компаниями или с государством. Собственники российской части будущего трубопровода Ангарск – Дацин пока не определены. Осенью ЮКОС направил в российское правительство проект закона о российско-китайском трубопроводе. В документе предполагалось закрепить права собственности на российскую часть трубопровода. ЮКОС хочет получить 50% в будущем консорциуме по строительству и эксплуатации трубопровода. Собеседник «Ко» считает, что если у «Транснефти» будет монопольное положение в проекте, то российские госорганы сразу согласуют экологические аспекты строительства: «Китайцы сейчас опасаются, что у них возникнут проблемы с поставками нефти с Ближнего Востока. Поэтому КНР просит Россию ускорить строительство трубопровода Ангарск – Дацин. Если собственником проекта будет ЮКОС, то все риски экологической катастрофы лягут на эту компанию. Поэтому нужно очень качественно застраховаться от рисков. Ликвидация последствий катастрофы обойдется ЮКОСу очень дорого: проблемы с экологией тут же нанесут ущерб имиджу компании и резко снизят ее капитализацию».

Судя по всему, вдоль Байкала ЮКОС трубу прокладывать все же не рискнет. Лоббисты компании сейчас добиваются переноса границ Тункинского национального парка. Однако и у этого варианта есть противники из общественных экологических организаций.

Представители «Байкальской экологической волны» («БЭВ») утверждали, что проект очень опасен с экологической точки зрения. Кстати, «БЭВ» проводит общественную экспертизу проекта. Результаты исследований неправительственных организаций обычно учитываются и государственными органами экспертизы. В марте ЮКОС написал на экологов заявление в ФСБ. Нефтяники возмущались тем, что «Эковолна» раздает общественности секретные карты Ангарского электролизно-химического комбината (специализируется на переработке уранового сырья). ФСБ начала искать карты в офисе экологов только в конце ноября. Карты нашли и возбудили против их изготовителя – «СосновГЕОС» уголовное дело по обвинению в разглашении государственной тайны. Сразу же возникла версия, что ФСБ третировала экологов не случайно. Директор Всемирного фонда дикой природы в России Евгений Шварц сказал «Ко»: «Общественная экспертиза невыгодна ЮКОСу. Случай в Иркутске я бы назвал порочной практикой, когда после фактически принятого решения экологам разрешают помахать палкой. В прошлом году был подписан договор о намерениях между правительствами России и Китая, в котором было ясно сказано: трубу надо строить. Тогда зачем вообще нужна общественная экспертиза? И что будет, если эксперты решат, что трубу строить нельзя?»

Известно, что бурятские экологи предложили ЮКОСу свой вариант прокладки трубы – обогнуть Байкал с Севера. Но, по некоторым данным, это увеличит стоимость проекта почти в полтора раза. Это вдвойне неприятно для ЮКОСа, если учесть, что «Транснефть» продолжает продвигать свой проект Ангарск – Находка.