Премьера кадрового сериала

ПЕРВУЮ годовщину президентства Владимир Путин отметил кадровой революцией в силовых органах, сменив руководство Минобороны, МВД, ФСНП и заодно Минатома. Когда Путин стал президентом, многие писали о якобы существовавшей договоренности с Ельциным: год после выборов не трогать людей первого президента. Этот срок истек 26 марта. По крайней мере трое пониженных либо отставленных чиновников – Владимир Рушайло (МВД), Евгений Адамов (Минатом) и Вячеслав Солтаганов (ФСНП) известны близостью к Семье. А при Игоре Сергееве и старом генералитете военная реформа и установление контроля за расходной политикой армейской верхушки были просто невозможны. На место отставников пришли верные люди: Сергей Иванов (Минобороны), Борис Грызлов (МВД), Михаил Фрадков (ФСНП). Новый глава Минатома – Александр Румянцев из Курчатовского института – до сих пор в приближенных не числился, но проводить президентскую линию, несомненно, будет. У всех новых министров (кроме главы Минатома) появились, кроме того, заместители, роль которых невозможно переоценить. При «политическом» Грызлове оперативной работой будет заниматься милиционер-интеллектуал Владимир Васильев, давний антагонист отставленного Рушайло. В помощь дипломатичному Фрадкову, 25 лет проработавшему во внешнеторговых ведомствах, снаряжен питерец Сергей Веревкин-Рохальский – кадровый фээсбэшник, занимавшийся в 1999 году – начале 2000-го Приморьем, а потом переведенный в Москву заместителем министра по налогам, где стал специалистом по валютному контролю. Минобороны вообще может стать суперведомством: переход туда заместителя Сергея Иванова по Совету безопасности Алексея Московского – он, кроме прочего, будет отвечать за закупки техники – означает, что министерство как основной заказчик предполагает активно вмешиваться в намечаемую реструктуризацию ВПК. А перешедшая в Минобороны из Минфина Любовь Куделина поможет Иванову перевести счета Минобороны вплоть до отдельных воинских частей в федеральное казначейство и поставить под контроль армейские расходы. Внешне кадровые перестановки могут показаться квазисоветской ротацией кадров, пересадкой чиновников из кресла в кресло: уже в четверг Рушайло, Сергеев и Солтаганов появились на заседании Совбеза. Только Евгений Адамов, вероятно, закончил свою госкарьеру: во-первых, по возрасту, а во-вторых, давно хотел сосредоточиться на коммерции. На самом деле, конечно, никакой ротацией здесь и не пахнет. Значение Совбеза с заменой Иванова на Рушайло резко уменьшается. Для влияния на силовые органы он больше не нужен – это влияние теперь станет непосредственным, и в Совбез просто решили собрать отработанные кадры. Смена руководства МВД сулит уменьшение сопротивления судебно-правовой реформе, которую готовят либералы и Дмитрий Козак. Путин, похоже, с удовольствием сменил бы и второго влиятельного противника судебной реформы – генпрокурора Владимира Устинова, навязанного ему вместо планировавшегося Козака, – но эта процедура требует участия парламентариев. Не вполне ясны перспективы налоговой полиции. Уход Солтаганова, конечно, дезавуирует планы превратить ФСНП в главный силовой центр экономического контроля – финансовую полицию. Этому плану противодействовали не только предприниматели, но и Счетная палата, экономические подразделения МВД и ФСБ: всем этим ведомствам ФСНП вполне открыто «перешла дорогу», нарушив негласное распределение функций. Фрадков, неяркий чиновник эпохи Черномырдина, не будет организовывать «маски-шоу» в офисах компаний и вообще проявлять какую-либо самостоятельность. Можно даже надеяться, что внешнеэкономическая и валютная специализация Фрадкова и Веревкина-Рохальского – залог того, что ФСНП будет работать именно в этой сфере, то есть станет своего рода расширенной версией упраздненной некоторое время назад службы валютно-экспортного контроля. В этом случае функции «налоговой полиции» внутри страны могут быть разделены между МНС и МВД. Впрочем, выступление премьера Касьянова* во время представления Фрадкова руководству ФСНП эту версию не подтверждает. Так что, возможно, полномочия ФСНП, не связанные с внешнеэкономической деятельностью и валютным контролем, урезаны не будут. Однако и в этом случае налоговые полицейские вряд ли смогут продолжить практику проведения проверок и открытия уголовных дел, очень выгодных прямым конкурентам проверяемых, и закрытия уголовных дел «по договоренности» с подозреваемыми. Отставка Евгения Адамова вызывает в известном кругу крупных предпринимателей не меньшее раздражение, чем уход Солтаганова. В прошлом году экс-министр санкционировал фактическое поглощение отраслевого Конверсбанка МДМ-банком; Адамову неоднократно инкриминировали спорные сделки. Кроме того, Адамов по почину Аксененко и Чубайса активно готовил реструктуризацию атомной отрасли. По некоторым данным (министерский проект не был опубликован), реструктуризация предполагала весьма интересные схемы приватизации предприятий отрасли. Отставкой Адамова может быть доволен Анатолий Чубайс: Минатом был резким противником реструктуризации РАО «ЕЭС» по варианту менеджеров РАО и постоянно «разоблачал» нарушения, которые энергетики допускают в отношении атомщиков. Видимо, произведенные перестановки – только первая серия. А следующую можно ожидать уже в мае. Пока очевидно ослабла «московская» (или «семейная») группа в правительстве и усилились «питерцы», которые пока достаточно конструктивно сотрудничают с группой «либералов». Вероятно, следующие перестановки завершат отстранение «московской» группы от верховной власти, что явно не ухудшит инвестиционного климата в стране. Вопрос только в том, какая степень консолидации элит и власти будет благодаря этому достигнута.
** признан в России иноагентом