Top.Mail.Ru
архив

Премьерский контроль

 

ФГУППочему это происходит? Официально говорится о необходимости повышения прозрачности системы управления госпредприятиями. Неофициально - об усилении роли государства в экономике. Рыночные методы управления показали себя неэффективными во многих отношениях. В последние годы отмечается синдром заимствования в банковской сфере, недоинвестирования в промышленном производстве. Это касается не только России. Аналогичные претезии предъявлялись в США к нефтяным компаниям, когда они выводили капиталы, экономя на стратегических вложениях. Тогда было выгодно вкладываться в непрофильный бизнес - девелопмент, акции, облигации.

Сейчас наступило другое время: завершился период экономики потребления, низких стабильных ставок. ВВП растет уже не за счет рынка, а в результате повышения эффективности и производительности труда. Для этого компаниям нужны средства, которые можно получить, только расширяя рынки сбыта. Вопрос теперь в том, кто станет единой объединяющей структурой - корпорации или государство?

Похоже, чиновники начинают брать это на себя, переходя на плановое, Связьинвест "ручное" управление. Дефицит бюджета, на 60% зависимого от нефтедолларов, для них очевиден. С одной стороны, необходимо сохранить социальную стабильность, с другой - поддержать экономику. Потому и происходит консолидация активов на всех уровнях.
Для ФГУПов это только плюс. В те сектора, куда приходит государство, приносит деньги и частный инвестор, что видно на примере автопрома и энергетики. Кроме того, растет спрос на низкодоходные реальные инвестиции, ставшие в отдельных секторах более надежными. ФГУПы делают продукт, который не обесценивается. Другой вопрос, что большинство ФГУПов не умеет самостоятельно работать. Из 13 предприятий, попавших в премьерский список, только у трех имеется долгосрочная стратегия развития ("Почта России", "Росморпорт" и "Гознак"). Причем у "Гознака" она сводится лишь к сохранению роли приоритетного поставщика государственных знаков. А программа морского предприятия, рассчитанная до 2030 г., была подготовлена лишь в конце июня. Она предусматривает полный перевод грузов, ориентированных на Россию, из портов сопредельных государств в отечественные, в том числе за счет инвестиций в инфраструктуру частных компаний. Но как привлечь бизнес, в документе не говорится.

Стратегия развития "Почты России", которую компания должна представить правительству до конца июля, предполагает, что в ближайшие 10 лет на модернизацию ФГУПа понадобится $10 млрд. А в сентябре правительственная комиссия рассмотрит вопрос об акционировании "Почты России". Не дожидаясь этого, предприятие начало реорганизацию бизнес-структуры. До конца года планируется создать 11 макрофилиалов на территориальной основе, а к середине года пять бизнес-единиц: "Почта", "Финансовые услуги", "Экспресс-доставка", "Ритейл" и "Гибридная почта". Первое направление уже приносит 37% оборота - на 4% меньше, чем почтовые услуги. Однако его развитие связано с акционированием и созданием Почта-банка.

Стоит отметить, что разработка вариантов стратегии ведется с лета 2010 г. под руководством гендиректора ФГУПа Александра Киселева. Весной текущего года был проведен конкурс на привлечение профессиональных консультантов, его выиграла Boston Consulting Group. " В стратегии, которая будет представлена в правительство, планируется максимально сбалансировать масштабы развития с возможностями государства и самого предприятия", - говорит участник группы разработчиков.

Остальные ФГУПы стратегические планы еще не готовили. Но им придется заняться их разработкой в ближайшее время. Это одно из главных требований правительства. Оно теперь будет утверждать стратегии и программы крупнейших предприятий, остальных - профильные ведомства. Невыполнение заявленных целей будет грозить директорам отставкой.

 

Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе":

"Сама по себе подготовка стратегии - процесс нормальный, но последствия будут ясны, когда узнаем, что же в них содержится. Если говорить о стратегии "Почты России", то с 2009 года предприятие показывает прибыль и улучшает финансовое положение. "Почте" объективно есть куда расти, но, чтобы адекватно оценить перспективы развития и правильно потратить инвестиции, средства следует вкладывать не государству пополам с предприятием (планируется, что инвестпрограмма будет финансироваться в пропорции 50/50), а чтобы были привлечены деньги с рынка в виде эмиссии акций или конвертируемых облигаций".


Максим Клягин, аналитик ИК "Финам Менеджмент":

"Ключевые параметры стратегии развития компании не менялись. Почтовики продолжают оптимизировать свою деятельность и повышать эффективность, в том числе за счет развития более маржинальных направлений финансовой деятельности и экспресс-доставки почты.
Большинство целей, которые ставит перед собой почта, реальны. В первую очередь это развитие и автоматизация логистического процесса филиальной сети. Много говорят и об акционировании "Почты России". Это, во-первых, позволит повысить кредитную привлекательность. Во-вторых, улучшит эффективность бизнеса, качество корпоративного управления. В более длительной перспективе это позитивно отразится как на финансовых показателях, так и на рыночной капитализации. В-третьих, государство может провести IPO, сохранив за собой контрольный пакет, и привлечь за счет этого значительный объем средств".


Сейчас в России работает 3571ФГУП

 

Из них правительство возьмет контроль над тринадцатью предприятиями: "Почта России", "Гознак", ВГТРК, РИА "Новости", ИТАР-ТАСС, "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", "Космическая связь", "Росморпорт", "Останкино", "Микроген", "Администрация гражданских аэропортов", Госкорпорация по организации воздушного движения и НПЦ газотурбостроения "Салют".


Еще по теме