Top.Mail.Ru
архив

Препаратор Полсон

Издатель Эндрю Полсон – настоящий американец, хотя и живет в России уже восьмой год. Здесь он снискал репутацию очаровательного авантюриста. После нескольких неудачных проектов Полсон наконец создал прибыльное издание – журнал «Афиша». Впрочем, планы Полсона по развитию этого бизнеса тоже начали давать сбои.

«Это очень увлекательно – препарировать людей и животных, когда ты умен и амбициозен», – так теперь объясняет Эндрю Полсон выбор своей первой профессии. В 12 лет он решил заняться исследованиями раковых заболеваний и слепоты. В 1976 году 18-летний Полсон поступил в Йельский университет и занялся изучением зрительной нейрофизиологии. Но через пять лет он вышел из университета не биологом, а бакалавром современной французской литературы: на Полсона оказал-таки влияние пример отца – американского искусствоведа, специализирующегося на английской литературе XVIII века. В свои 42 года Полсон перепробовал множество профессий, успев поработать и в США, и в Европе. А теперь он называет своим домом Россию. Президент и совладелец издательского дома SMI Industries, Полсон с 1999 года выпускает в Москве журнал «Афиша». Отношение американского издателя к бизнесу укладывается в простую схему: тратишь деньги, потом зарабатываешь, потом снова тратишь. Авантюризм, как показывает его опыт, дело прибыльное.

Рекламная служба нерусского радио

Еще на втором курсе Полсон устроился работать на FM-радиостанцию Havens. Там он сначала отвечал за вещание классической музыки, а потом преуспел на рекламном поприще. Как-то раз, узнав о предстоящей забастовке сотрудников студенческой столовой, предприимчивый Эндрю Полсон обошел окрестные рестораны, рассказывая их владельцам о том, что йельские студенты ежедневно тратят на еду около $50 тыс. В результате эфир радиостанции оказался буквально забит рекламой рестораторов. Все ролики (а их набралось около 30) были озвучены Эндрю Полсоном. Так он получил первый серьезный заработок и практический опыт в рекламном бизнесе. После этого случая Полсону доверили руководить рекламной службой New Havens. Окончив университет, начинающий литературовед отправился во Францию. Литературные опыты, которыми он там занимался в течение пяти лет, не приносили серьезного дохода, и он вынужден был периодически прерывать занятия сочинительством. На три месяца в год Полсон возвращался в Нью-Йорк и превращался в клерка инвестиционной компании. Работая по 16 часов в день оператором компьютера, он зарабатывал $2 тыс. в неделю, и этих денег потом хватало на десять месяцев относительно сносного существования в Европе. Эндрю Полсон написал шесть новелл и несколько пьес, но ни одно из этих произведений так и не было опубликовано или поставлено на сцене. Не реализовав себя в литературе, Полсон решил заняться фотографией. Купив в 1986 году камеру, он начал снимать рекламные фото. Ему удалось поработать на такие брэнды, как Lycra, DuPont, Eminence, Polygram, Yves St. Laurent, Paco Rabanne. Логичным продолжением этой деятельности стало создание в том же Париже небольшого рекламного агентства. В 1992 году, взяв кредит, Полсон открыл фирму Pourriture Noble, которая производила рекламу для печатных изданий. Одним из проектов Pourriture Noble была съемка оперы «Отелло», заказанная компанией Polygram. Эта работа не принесла Полсону серьезных денег, но пробудила в нем интерес к классической музыке. Он завязал дружеские отношения с певцом Дмитрием Хворостовским, который пригласил делать съемки в России. Так случай в очередной раз перевернул жизнь Эндрю Полсона. Он снова сменил амплуа.

На больную голову

В последний день своей короткой, как он думал, поездки в Москву Полсон познакомился с Татьяной Мешковой – одним из руководителей ежемесячного журнала «Деловые люди». Она рассказала Полсону о проблемах журнала, финансовое положение которого катастрофически ухудшалось, и спросила у него совета, как сделать издание прибыльным (французская издательская группа Hersant, владевшая журналом, планировала продать его). В тот вечер Полсон сказал, что превратить журнал в прибыльное издание невозможно. Проснувшись же на следующее утро с больной головой, решил, что будет выводить «Деловые люди» из кризиса сам. Несмотря на отсутствие какого бы то ни было опыта издательской деятельности, Полсон, вернувшись в Париж, тут же отправился в штаб-квартиру Hersant, где заявил боссам издательского дома: «Единственный способ сделать «Деловые люди» лучше – пригласить меня на работу». Через три месяца переговоров глава издательства Жан Пьер Шапиро согласился с американцем, и в октябре 1993 года Полсон вернулся в Москву выводить журнал из кризиса. Сразу скажем, что осуществить задуманное он не сумел. Впрочем, кое-что Полсону сделать все же удалось. «Все начинания Эндрю сопровождались элементами блефа, который неминуемо превращался в реальность», – вспоминает Сергей Бек, директор журнала «Медведь» по развитию, работавший в те годы под началом Полсона в «Деловых людях». Первые два месяца работы Полсона над изданием принесли «Деловым людям» $400 тыс. рекламных поступлений. Полсон хотел выкупить журнал у французов, искал инвесторов, но все же не смог реализовать этот проект. В феврале 1995 года группа Hersant продала издание структурам Павла Гусева, гендиректора и главного редактора газеты «МК». Но удачная предпродажная подготовка журнала сделала Полсона заметной фигурой в издательском бизнесе Москвы. У него появились связи и репутация. Полсон продолжил поиск инвесторов – теперь уже для собственного проекта. Он хотел построить «логичный и крепкий бизнес, не зависящий от политической конъюнктуры». Как ни парадоксально, для этого он выбрал формат еженедельного журнала о политике и бизнесе, который получил название «Понедельник». Кто дал Полсону деньги на создание журнала – об этом он говорить до сих пор отказывается. «Понедельник» стартовал в начале 1996 года. Выпустить удалось три номера, последний – 20 февраля. Потом инвестор посчитал ситуацию накануне президентских выборов «нестабильной для независимой прессы». К тому же стало известно, что влиятельный олигарх Владимир Гусинский планирует издавать свой политический журнал «Итоги», да еще с логотипом американского журнала Newsweek на обложке. Люди, которые видели Эндрю Полсона через неделю после провала его первого самостоятельного проекта, говорят, что никогда не поверили бы в возвращение этого человек в издательский бизнес. Но уже в марте 1997 года представители Банка Москвы, владевшего в то время 51% издательского концерна «Вечерняя Москва», прибыли в Париж, чтобы сделать Эндрю Полсону предложение, от которого он не смог отказаться.

Подмосковные вечера

Президент Банка Москвы Андрей Бородин загорелся тогда идеей создать издательский дом «ВМ Бюро» и начал искать человека, которому можно было бы доверить этот проект. Знакомые Эндрю Полсона порекомендовали его Бородину и тот в конечном итоге одобрил кандидатуру. В ноябре 1997 года в фешенебельном трехэтажном особняке на Большой Никитской Эндрю Полсон в качестве главы «ВМ Бюро», отмечал выход в свет первого проекта издательства – городского журнала «Вечерняя Москва», который стал прообразом нынешней «Афиши». По предварительным расчетам, издание должно было выйти на самоокупаемость к апрелю 1999 года. До этого периода Банк Москвы планировал финансировать проект. Доверенным лицом банка в издательстве был вице-президент «ВМ Бюро» Алексей Карагезьян. Как утверждают очевидцы, между ним и Полсоном назревал конфликт, который принял форму открытой вражды в марте 1998 года. Неожиданно для Полсона Банк Москвы решил не продлевать с ним контракт. Во главе издательства встал сам Алексей Карагезьян, который ранее не занимался издательской деятельностью. «Они нашли человека, который был дешевле, чем я», – комментирует тот эпизод Полсон. Как вспоминает один из информированных сотрудников Банка Москвы, Андрею Бородину просто в какой-то момент надоело платить высокую зарплату американскому менеджеру и оплачивать арендуемую Полсоном дорогостоящую московскую квартиру.

Долгожданный успех

Практически сразу после разрыва отношений с Банком Москвы Эндрю Полсон получил очередное предложение из кругов, близких к мэру Москвы Юрию Лужкову. Вице-президента АФК «Система» и президента «Концерна СММ» Вячеслава Копьева впечатлил предыдущий «энергичный и деятельный» издательский опыт Эндрю Полсона. Задачей Полсона на новом рабочем месте стало повышение инвестиционной привлекательности ежедневной бесплатной газеты «Метро». По словам Копьева, это издание многим обязано Полсону. Работая с «Метро», Полсон параллельно разрабатывал планы собственного издания. После кризиса 1998 года журнал «Вечерняя Москва» прекратил свое существование, в результате чего освободилась «огромная ниша для высококачественного журнала о развлечениях Москвы». Полсону удалось найти группу частных инвесторов, которые согласились вложить деньги в новый издательский проект. По его словам, он просто объяснил инвесторам, что в многомиллионном городе желающих развлечься всегда будет предостаточно. Впервые Эндрю Полсон стал одним из учредителей созданной им в России компании. В апреле 1999 года вышел первый номер журнала «Афиша». Костяк редакции первоначально составляли выходцы из журнала «Вечерняя Москва». «Афиша» стала одним из самых успешных печатных проектов последних двух лет. Быстро потеснив с лидирующих позиций конкурирующий журнал «Ваш досуг», «Афиша» в своем сегменте теперь уверенно занимает первые строчки рейтингов Gallup Media и других медиаметрических компаний. Благодаря усилиям Полсона «Афиша» превратилась в привлекательный инвестиционный продукт. «Это ядро кристалла, на которое можно нарастить очень много издательских продуктов», – говорит Полсон. Но и с этим проектом не все так гладко, как хотелось бы Полсону. Когда в состав учредителей SMI Indastries вошла инвестиционная группа «Спутник», Полсон планировал с помощью главы «Спутника» Бориса Йордана расширить бизнес, наладив выпуск второго журнала. Но в апреле эти планы были сорваны. У Бориса Йордана, еще более известного американского авантюриста, теперь другие заботы. Он реконструирует телеканал НТВ.

Еще по теме