Прибыли в никуда: стартапам не находится места на рынке электрокаров
Электромобильный стартап Arrival, основанный в Лондоне экс-замминистра связи России Денисом Свердловым, снова оказался под угрозой делистинга на бирже NASDAQ. Уже длительное время проект испытывает финансовые трудности. Когда-то перспективная компания оценивалась в 13 миллиардов долларов — сейчас она стоит лишь немногим более 17 миллионов. Как долго продержится стартап и почему ему не удалось повторить успех Tesla — в материале «Компании».
У биржи есть претензии
3 января 2024 года Arrival получила предупреждение от NASDAQ о возможном делистинге акций компании с биржи. Претензии к ней связаны с тем, что в течение шести месяцев она не опубликовала отчет по итогам второго квартала финансового года, который завершился 30 июня 2023-го. Кроме того, компания не провела общего собрания акционеров в нужный срок.
В ноябре 2022 года NASDAQ уже предупреждала Arrival о делистинге, поскольку ее акции на тот момент стоили менее одного доллара. По условиям торговой площадки стоимость ценных бумаг компании не должна быть ниже доллара в течение 30 рабочих дней. Однако тогда исключения из платформы так и не произошло: стартап смог «исправиться» и соответствовать требованиям биржи.
Новое заседание комиссии NASDAQ о делистинге акций стартапа запланировано на 8 февраля 2024 года.
Британская компания начала торговать своими акциями на NASDAQ в марте 2021 года. Стартап вышел на американскую биржу в результате SPAC-слияния с уже торгующейся там компанией CIIG Merger. Сделка оценивалась в 660 миллионов долларов, а капитализация стартапа — в 13 миллиардов долларов. Тогда листинг называли крупнейшим в истории стартапов из Великобритании. Он должен был помочь компании масштабировать производство и выйти на новые рынки. Тогда Arrival планировала в 2024 году получить выручку в размере 14 миллиардов долларов.
На старте акции стартапа торговались на отметке 22 доллара за бумагу, но затем котировки постепенно снижались.
Чем известна Arrival
Компания была основана бывшим главой Yota и экс-замминистра связи России Денисом Свердловым в 2015 году в Лондоне. Она специализировалась на производстве коммерческого электротранспорта и, как и любой другой амбициозный стартап, стремилась совершить революцию на рынке. В числе его инвесторов значились Hyundai, BlackRock и UPS.
«Мы верим, что скоро все автомобили будут электрическими, потому что это лучше для людей, планеты и бизнеса», — говорил основатель Arrival.
Компания рассчитывала отказаться от гигафабрики в пользу автоматизированных микрофабрик, чтобы в конечном счете сделать производство электромобилей более эффективным. Arrival обещала поставлять электрические фургоны для UPS, автомобили для Uber и автобусы для рынков Европы и США.
Но надежды не оправдались. На протяжении всего пути у Arrival возникали проблемы с финансированием, а летом 2022 года стартап перешел к масштабной оптимизации, существенному сокращению персонала (были уволены 30% сотрудников) и отказу от ряда высокозатратных направлений. Например, Arrival прекратила разработку электробуса и легкового электромобиля. Британская компания объявила, что теперь будет ориентироваться исключительно на американский рынок и направит основную часть своих ресурсов на производство фургонов в США.
В ноябре 2022 года Arrival сообщила об убытках за третий квартал в размере 310 миллионов долларов (против 30,6 миллиона в третьем квартале предыдущего года). Тогда Свердлов заявил, что компания будет искать дополнительный капитал после непростого года, но спустя несколько недель основатель ушел из нее.
В августе 2023 года издание Axios сообщило, что Arrival снял свою вывеску с офиса в Шарлотте (Северная Каролина). К сентябрю компания не представила финансовых результатов за второй квартал года, а в октябре провела второй раунд увольнений — он затронул еще примерно 25% работников.
На сегодняшний день Arrival так и не выпустила ни одного серийного коммерческого автомобиля, представив рынку только тестовый электрофургон. Хотя компания утверждала, что использовала для производства небольшие высокоавтоматизированные заводы, источники сообщают, что на самом деле машины Arrival собирались вручную. Сейчас рыночная стоимость компании едва доходит до отметки в 17,4 миллиона долларов.
Почему не получилось
На фоне всех проблем, окружавших Arrival в течение последних двух лет, неудивительно, что производитель электромобилей сталкивается с серьезным вниманием со стороны NASDAQ. Эти события указывают на продолжающиеся корпоративные трудности, начавшиеся еще в ноябре 2022 года после ухода основателя Дениса Свердлова, говорит аналитик ФГ «Финам» Полина Щукина.
«Ситуацию осложнило сокращение штата для экономии средств. Потеря стоимости акций Arrival на 97% за прошедший год (с пика в 31,75 доллара до скромных 1,1 доллара за акцию) и текущий нисходящий тренд могут вновь привести к уведомлению от NASDAQ о делистинге и последующему исключению из котировального списка, если акции компании не будут удерживать минимальный порог», — отметила она.
Главная проблема Arrival заключается в том, что она перепутала мечты и стратегические планы и попыталась откусить больше, чем могла прожевать, говорил один из источников Financial Times. Однако Arrival не первый амбициозный проект по производству электрокаров, потерпевший неудачу.
Повторить успех Tesla хотят десятки стартапов по всему миру, но большинство из них обнаруживают, что создавать автомобили сложнее, чем кажется. На этапе производства с проблемами сталкивались, например, китайская Nio и американский Rivian, в который инвестировали Amazon и Ford.
Еще один стартап — Nikola — уже давно находится в эпицентре различных скандалов. В прошлом году он объявил об отзыве всех электрогрузовиков после инцидента с возгоранием. А основателю стартапа Тревору Милтону предъявлено обвинение в мошенничестве за то, что он выдавал «компанию на раннем этапе развития, которой еще предстоит коммерциализация пока неубедительных продуктов и технологий», за «новаторское предприятие, достигшее революционных и прорывных показателей». После полутора лет разбирательств Нью-Йоркский федеральный суд приговорил Милтона к четырем годам заключения и штрафу в 1 млн.
Наплыв новых участников на рынок электромобилей FT связывает с тем, что зайти на него проще, чем на рынок традиционных производителей. Это привело к тому, что на бирже теперь торгуется огромное количество стартапов, не имеющих ни прибыли, ни даже доходов, а порой и не представивших готового продукта. Среди них — Canoo, Lucid, Fisker и Lordstown. К слову, последний в июне 2023 года подал на банкротство и выставил компанию на продажу.
Тем не менее инвесторы продолжают вливать деньги в перспективную отрасль в поиске фирм, которые смогут повторить успех Tesla. Впрочем, компания Илона Маска уже не является лидером на рынке электромобилей — ее стремительно обгоняет китайский автомобильный гигант BYD.
За последний квартал 2023 года Tesla получила заказы на 484,5 тысячи электрокаров. За тот же период продажи BYD превысили 526 тысяч машин.
По прогнозам, в 2024 году объем мирового рынка электромобилей достигнет колоссальных 623,3 миллиарда долларов. Предполагается, что в ближайшие четыре года рынок вырастет до 906,7 миллиарда долларов.
И по-прежнему останутся те, кто будет претендовать на кусок этого пирога, не имея ни мощной финансово-технологической подушки, как у Tesla, ни господдержки, как у китайских автоконцернов.