Пригородный картель
Московские строители нашли общий язык с подмосковными. Несколько дней назад было подписано соглашение о сотрудничестве между московским стройкомплексом и Министерством строительства Московской области. В нем прописаны основные направления сотрудничества, в числе которых координация деятельности стройиндустрии и совместное освоение площадок.
Несмотря на внешнюю скромность, соглашение может иметь весьма серьезные последствия. Фактически о координации своих действий заявили два главных игрока на рынке недвижимости, которые раньше работали в условиях прямой конкуренции. Ежегодные объемы строительства в Москве составляют 4,2 млн кв. м при средней себестоимости городского метра в $550 – $600. Ненамного отстают и подмосковные строители: в 2001 году они сдали 2,5 млн кв. м (средняя себестоимость метра новостроек в ближнем Подмосковье составляет $320 – $350). В Москве высокие цены на жилье, дорогая земля, непомерные амбиции администрации. В области все скромно, доли районов невелики, цены на жилье весьма умеренные, зато земельных ресурсов предостаточно. На этом последнем различии и строилось большинство политических заявлений. Как только кто-нибудь из высокопоставленных московских чиновников говорил о постепенном расширении Москвы, областные руководители озвучивали свой тезис: «Не отдадим столице ни пяди земли».
Заслуга в прекращении противостояния принадлежит главе столичных строителей Владимиру Ресину, который сумел договориться с подмосковными коллегами. Тем не менее, несмотря на дружеский тон заявлений, стороны пока не хотят оглашать конкретные условия договоренностей. Столичные чиновники, прежде чем формировать какие-то конкретные планы, ведут учет площадок, которые успели взять под застройку московские девелоперские компании. Как известно, столичный бизнес в последние годы интенсивно работает с пригородными площадками, поэтому мониторинг потребует серьезных усилий.
Областные строители считают присутствие на своем рынке представителей московского бизнеса хорошим признаком. В области, хотя ресурсов много, а бюджет растет год от года, до сих пор ощущается серьезная нехватка капиталов. Из-за этого многие строительные программы Подмосковья (включая снос ветхого фонда и строительство крупных малоэтажных поселков) остаются локальными и ограничиваются одним-двумя объектами.
Внедрение столичного капитала на смежный рынок подразумевает не только появление новых площадок и заказов для поставщиков комплектующих и оборудования. Это фактически картельное соглашение, которое позволяет сторонам совместно держать минимальный уровень цен. Такая ценовая политика хорошо вписывается в новую стратегию московского правительства, которое делает все, чтобы максимально контролировать рынок строительства и постоянно толкать вверх цены на жилье. Так что в перспективе сотрудничество двух стройкомплексов, с одной стороны, способно привести к росту цен на недвижимость, а с другой – осложнить условия работы строителей на рынке ближнего Подмосковья.