Top.Mail.Ru
рынки

Приготовьте бидоны: дефицит упаковки грозит срывом поставок молока

Фото: Moment / Getty Images Фото: Moment / Getty Images

В крупных торговых сетях ожидают проблем с поставками молока, молочных продуктов и напитков. Это вызвано дефицитом упаковки для долгого хранения жидких пищевых продуктов. Производители сельхозпродукции используют запасы, которых хватит на два месяца, но уже видят риски двукратного роста цен на прилавках. А потребителям советуют готовить бидоны. 

Тары больше нет

В марте о прекращении работы сообщили компании Elopak и Stora Enso, а шведская группа Tetra Laval анонсировала уменьшение объемов выпуска продукции в России. 

Тревожные сигналы об исчезновении из продажи молока в картонных коробках стали поступать из разных регионов. 

На новосибирском племзаводе «Ирмень» рассказали, что не смогли получить заказ от завода «Элопак», так как «финский производитель картона отказался его поставлять на завод». Упаковки части других производителей для существующей линии не подходят, у оставшихся — уже огромная очередь.

Как заверял журналистов коммерческий директор племзавода Павел Иваровский, текущих запасов хватит на полтора месяца — они «бьют во все колокола» и ждут решения молочного вопроса на федеральном уровне. 

Профильные ассоциации, промышленники и чиновники бросились искать альтернативу скандинавской продукции, на которую ориентированы многие линии розлива на российских заводах. В качестве замены предложили использовать ПЭТ или стекло. А зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина посоветовала вернуть в практику бидоны и молоко в полиэтиленовых пакетах.

«Обращаю внимание: молоко есть. А упаковку можем делать другую, как вариант — ставить автоматы — "молокоматы". Да и бидоны тоже хорошая тара», — заявила депутат. 

Уйти, чтобы остаться: западный бизнес не спешит покидать Россию
Поддерживая общий тренд на российский «канселинг», компании стараются максимально удержаться внутри страны
Макдоналдс уходит не совсем

Картонное импортозамещение

В национальном союзе производителей молока «Союзмолоко» считают, что проблемы с упаковкой на рынке точечные.

«Ситуация непростая, но говорить о возникновении дефицита каких-то продуктов не придется, — прокомментировали сообщения о дефиците упаковки в профильной ассоциации. — У поставщиков сегодня есть некоторые запасы, крупнейшие игроки в ближайшее время смогут увеличить глубину запасов на несколько месяцев». 

В будущем, как считают в «Союзмолоке», может измениться формат упаковки, а все производители имеют возможность варьировать объемы производства в той или иной таре. 

В Минпромторге журналу «Компания» подтвердили, что на сегодняшний день действительно отмечается повышенный спрос на молочную упаковку.

С полимерной упаковкой — от пакетов до флаконов — проблем в России нет. Ее производством занимаются более 4 тыс. предприятий. 

«В настоящее время повсеместно наблюдается бурный рост потребления (и, соответственно, производства) пищевой упаковки из полимерных материалов. Объем производства пластмассовых изделий для упаковывания товаров в 2021 году составил 122,5 млрд штук (+2,3% к 2020 году), что порядка 25% от общего объема выпуска изделий из пластмасс», — сообщили «Компании» в пресс-службе Минпромторга.

А в сегменте упаковки из бумаги и картона работает около 300 производителей.

Для обеспечения своей деятельности предприятия-производители прибегают к помощи альтернативных поставщиков и меняют транспортно-логистические потоки.

«Возможность заменить импортное сырье на белый пищевой картон российского производства уже есть у компаний Sylvamo (г. Светогорск) и Mondi (г. Сыктывкар). Пробная партия такого картона будет выпущена в ближайшее время, — отметили в пресс-службе Минпромторга. — Кроме того, имеется альтернативный вид картона — бурый. Данный продукт может производиться с избытком на территории России». 

В ведомстве напоминают, что существуют и другие виды упаковки: полиэтиленовые пакеты, ПЭТ-бутылки, дой-паки, стеклянные бутылки, под розлив в которые может быть адаптирован ряд производств. 

Экс-министр сельского хозяйства Леонид Холод замечает, что стеклянная тара, которая была в СССР, не очень удобна, зато экологически выигрышна. Единственный недостаток — миллионы бутылок мгновенно не введешь в оборот, их еще надо произвести. 

«Были разговоры о производстве биоразлагаемой тары на основе белков и целлюлозы растительного происхождения, но массово она не выпускается и потребуется время, чтобы наладить производство. Но, возможно, она со временем заменит все виды упаковки», — сказал Холод «Компании». 

еще по теме:
Импортозамещение в сельском хозяйстве оказалось фикцией
Отечественные здесь только солярка и дешевый русский труд, говорят эксперты
сельское хозяйство

Пластиковая альтернатива

Проблемы с упаковкой уже возникали, когда в 2020 году вводились коронавирусные ограничения, но наибольшие сложности были связаны не с самой упаковкой (таких производств достаточно), а с укупорочными средствами — например, с дозаторами или некоторыми видами крышек, вспоминает председатель технического комитета «Упаковка» в Росстандарте Петр Бобровский.

«Проблема с поставками конкретной упаковки, на нехватку которой жалуются, например, в Сибири, связана с тем, что на некоторых предприятиях стоят линии, предназначенные только для этого типа упаковки. Если поставки не возобновятся, этим предприятиям придется заменить упаковочные линии, — считает Бобровский. — Но важно учесть, что замена требует больших финансовых и временных затрат». 

Проблемы с упаковкой транслируются в ценники в магазинах. Как рассказал «Компании» управляющий ООО ТД «Кубанская Станица» Сергей Мосиенко, стоимость упаковки с нанесением обязательной маркировки, используемой на их молочном заводе в станице Каневской (перерабатывает 30 тонн молока в смену), за месяц выросла на 62%. 

«Если в начале февраля мы закупали ее по 428 рублей за килограмм, то сейчас — по 697 рублей. Мы ищем альтернативу, но у нас строгие требования к качеству, поэтому выбор поставщиков ограничен. Сейчас закупаем упаковку небольшими объемами, на 2–3 месяца, и ждем корректировки стоимости», — рассказал Мосиенко. 

Впрочем, проблемы касаются и производителей других видов аграрной продукции. 

«Удорожание упаковки для овощей (сеток, подложек, пленки, поддонов) составляет 50%, на отдельные позиции — до 300%, — приводит статистику руководитель направления ФРОВ ГК «Концерн «Покровский» Андраник Арутюнов. — При этом проблем с самими поставками нет, все в наличии, сроки доставки обычные — две недели. Российские дилеры — официальные представители крупных мировых производителей и поставщиков — ежедневно корректируют цены, привязанные к курсу доллара. Не успел оплатить сразу — покупай по новой стоимости». 

По словам Арутюнова, гиперинфляция приводит к тому, что морковь при себестоимости в 15 рублей за килограмм в магазинах продается дороже 30 рублей. 

«И я сейчас говорю о самых простых позициях: картофеле, луке, моркови, свекле, капусте. Если в 2021 году упаковка добавляла к стоимости килограмма продукции 2,5–3 рубля, то сейчас — уже 6–9 рублей, — отмечает Андраник Арутюнов. — И мы вынуждены приобретать новый упаковочный материал на условиях, озвучиваемых поставщиками». 

Он приводит пример: вся продукция в торговые сети отгружается на палетах, стоимость б/у европалета в 2021 году составляла 180 рублей за штуку с доставкой и НДС, а сейчас — уже 550–600 рублей. То есть до повышения цен стоимость палеты в 1 кг продукции составляла 30 копеек, а сегодня — 0,9–1,5 рубля. 

«Ситуация с гиперинфляцией по упаковке временная, мы найдем поставщиков в других странах, перестроим логистику, наладим по возможности собственное производство. Чтобы упаковать капусту для торговой сети, нужно немного — обычная пленка, стоимость которой не может составлять треть цены продукта на полке», — резюмирует Арутюнов.