Приключение электроники: Москва наращивает темпы производства электрооборудования
Производство электрооборудования в столице выросло более чем на 100% по сравнению с прошлым годом. Московским предпринимателям удалось нарастить выпуск электродвигателей, генераторов, трансформаторов, распределительных устройств и аккумуляторных батарей. Последние чрезвычайно важны для производства электротранспорта. Уделяется внимание и производству зарядных станций, необходимых для создания в городе инфраструктуры для набирающей популярность техники.
По словам заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, объем производства электрического оборудования в городе продолжает расти. «За восемь месяцев 2023 года столичные компании выпустили на 104,4% больше изделий, чем за те же месяцы 2022-го. В частности, производство электродвигателей, генераторов, трансформаторов и распределительных устройств увеличилось на 131,9%, электрических ламп и осветительного оборудования — на 6,7%, кабелей и кабельной арматуры — на 3,7%», — подчеркнул он.
В общей сложности в столице функционирует более 130 производителей электрического оборудования. За указанный период они отгрузили товары на общую сумму 170,9 миллиарда рублей.
«Это объясняется возросшим спросом на отечественную продукцию в связи с уходом зарубежных производителей, а также системной поддержкой предприятий со стороны города», — пояснил глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский.
Развитие производства в этом секторе столичной промышленности продолжается. В сентябре Москва заключила с инвестором офсетный контракт на поставку аккумуляторных батарей для электротранспорта. Совокупный объем инвестиций в создание и модернизацию производств в этом случае составит около 82 миллиардов рублей.
Офсетные контракты — механизм, позволяющий городу локализовать в столице важнейшие предприятия. Для инвесторов этот способ выгоден, поскольку дает гарантию долгосрочного сбыта продукции.
В течение ближайших шести лет Москва закупит у предприятий более 155 тысяч тяговых аккумуляторных батарей для электробусов, автомобилей «Москвич» и речных электросудов. Оборудование обойдется городу в 172 миллиарда рублей.
Старт реализации этих проектов — часть масштабной работы по созданию и развитию Московского кластера электромобилестроения, которую город проводит по поручению Владимира Путина. Она нацелена на обеспечение технологического суверенитета страны.
В настоящий момент в городе зарегистрировано 20,5 тысячи единиц транспорта с электродвигателем. Речь идет не только об электробусах и электросудах. Все чаще москвичи отдают предпочтение электрическим самокатам и велосипедам, закупают личные электромобили. Новинкой на рынке являются электрогрузовики.
Новый взгляд на грузоперевозки
Кластер автомобилестроения создан на территории особой экономической зоны «Технополис Москва». Там выпускают легковые и грузовые электромобили, спецтехнику, вездеходы и тяговые аккумуляторные батареи. Всего ОЭЗ удалось объединить более 50 производителей.
В технополисе производятся уникальные отечественные электрогрузомобили EVM PRO. Они созданы на базе шасси УАЗ Профи компанией «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». Электрогрузомобили предназначены для внутригородской логистики. Двигатель EVM PRO считается одним из самых легких в своем классе во всем мире: его ресурс в 10 раз больше, чем у двигателя внутреннего сгорания. Расходы на обслуживание при этом на 50–70% ниже.
«Это российский автомобиль, который производится в технополисе и является московским продуктом. В ближайшее время на городских улицах появятся тысячи машин», — заявил генеральный директор «Элеткромобили Мануфэкчуринг Рус» Илья Рашкин на презентации обновленной модели EVM PRO, состоявшейся 19 октября.
Перед столичными производителям электротранспорта сегодня стоит амбициозная задача — удешевить стоимость таких авто. Цены на электромобили сейчас выше, чем на обычные машины, что отталкивает потребителей. С этой целью фокус делается на совершенствование технологий изготовления аккумуляторов, являющихся наиболее дорогой деталью электрических транспортных средств.
Одна из проблем заключается в том, что потребители не всегда понимают, как работают аккумуляторные батареи в электромобилях. Например, в грузовиках EVM PRO батарея может сохранять 100% емкости на протяжении четырех тысяч циклов. Однако последующее снижение емкости до 80–85% еще не означает, что аккумулятор прекращает функционировать.
«Батарея не умерла, с ней ничего не произошло, — пояснил Рашкин. — Допустим, средний пробег у вас не 200 тысяч километров, а 600. Это ни одна рама не выдержит и раньше прекратит свое существование, чем батарея выработает себя на эти 20%».
При этом, уточнил гендиректор компании-производителя, аккумуляторам, у которых сократилась емкость, можно дать вторую жизнь. «Они несколько лет могут работать как накопители энергии. Те, кто эксплуатирует электромобили, могут сделать их в своих складских помещениях. Это продлевает жизнь батареи примерно в два раза», — уверен Рашкин.
«Села батарейка»
Электрический транспорт давно стал общемировым трендом, отмечает руководитель компании «Трансвей» Константин Тимофеев. «Москва глобально смотрит на переход на электротранспорт. У нас уже, помимо электробусов, есть суда электрические, которые ходят по Москве-реке. И появляются новые виды транспорта», — подметил он, добавив, что электрические машины проще устроены, что сводит к минимуму сложности с техобслуживанием.
Растущая популярность электротранспорта в столице остро ставит перед властями и производителями вопрос создания в городе инфраструктуры, необходимой для использования таких авто. В первую очередь речь идет о зарядных станциях.
Сегодня в городе установлено около 3,5 тысячи зарядок для электромобилей и более 250 — для электробусов. По словам директора по стратегии проекта «Энергия Москвы» департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Виктории Ереминой, столица замечает потребности и оперативно реагирует на них. Появление зарядных станций финансируется в том числе и за счет специальных субсидий. Ожидается, что в будущем при помощи этих денег удастся установить более двух тысяч станций.
За счет федеральных субсидий устанавливаются станции мощностью 150 киловатт и выше. Закупают их у различных производителей. Например, российский разработчик и производитель электротехнической преобразовательной техники «Парус электро» в среднем выпускает около 100–120 станций в месяц, отметил гендиректор компании Владимир Хлебников. «Несколько лет назад выпуск был единичный, а сейчас счет идет на сотни. Охвачено более 40 регионов, от Сахалина до Калининграда», — сообщил он.
Инфраструктуру необходимо развивать в первую очередь, не слишком ориентируясь на число приобретенных гражданами электромобилей, сходятся во мнении эксперты. Свободный доступ к зарядным станциям простимулирует приобретение электротранспорта, предоставив водителям гарантии бесперебойного использования авто.