Top.Mail.Ru
архив

Приключения итальянцев в России

05.06.200600:00

Тенденции мирового мебельного рынка последних лет свидетельствуют об изменении расстановки сил в отрасли. Традиционные европейские лидеры, и в первую очередь Италия, изо всех сил стараются удержать позиции на внутреннем и внешнем рынках. В то время как новые игроки из стран Южной Азии, Латинской Америки и даже Восточной Европы продолжают наступление по всем фронтам.

КОНЕЦ ЛИДА

 

Рассуждая о мировом мебельном рынке, трудно удержаться от военной терминологии. Обострившаяся конкуренция заставляет его участников с каждым годом применять все более агрессивную тактику. Площадкой для демонстрации военной силы и мощи стала 45-я мебельная выставка в Милане (SalonedelMobile), прошедшая на территории нового выставочного комплекса - Rho-Pero, на строительство которого итальянцы не пожалели 600 миллионов eвро. Грандиозное сооружение общей площадью 222 000  кв. метров, возведенное по проекту знаменитого архитектора Массимилиана Фуксаса, вместило тысячи экспонентов (в основном из Италии) и 180 000 посетителей со всего мира. Розарио Мессина, президент компании Cosmit, являющейся организатором выставки, рассказал корреспонденту «Ко» о стратегии итальянских производителей и продавцов, о значении российского рынка и о том, почему два совершенно одинаковых на вид стула стоят по-разному.

 

«Ко: Как в России представлена итальянская мебель? Можно ли выделить особенности российского спроса?

 

Розарио Мессина: Анализируя виды мебели, импортируемой в Россию из Италии, можно говорить о популярности итальянской кухонной мебели. В 2004 году на долю итальянских кухонь пришлось 62% всех кухонь, импортированных в Россию. Большой популярностью пользуется мебель для спален. Доля итальянских спальных гарнитуров на российском рынке составляет 45%. В последние годы наблюдается также усиление позиций офисной мебели. На долю итальянских мебельщиков в России приходится около 40% импортной мебели для руководителей. Кроме того, растет спрос на обивочные материалы – их доля увеличилась в течение последних пяти лет с 15% до 30%. Кстати, на рынке импортной мебели в США наблюдается иная картина. Американцы покупают гораздо меньше кухонной и спальной мебели, сделанной в Италии. Так, доля итальянских кухонь в США достигает лишь 5%. Однако сектор обивочных материалов больше, чем в России, в три раза. Что касается стилевых предпочтений при выборе мебели, то, мне кажется, что в России предпочитают обстановку, сделанную в определенном стиле – это классика, модерн, арт-деко… В США популярностью пользуется прежде всего дизайнерская мебель.

 

– Статистика свидетельствует, что российский рынок становится стратегически важным для итальянских производителей.

 

– Действительно, за первые одиннадцать месяцев 2005 года экспорт итальянской мебели в Россию увеличился на 15,3%. Таким образом, Россия стала шестым по значимости рынком сбыта для итальянских мебельщиков. Кроме того, это очень перспективный рынок. По моим оценкам, на сегодняшний день лишь 10% российских семей приобрели всю необходимую обстановку. 

 

– Что вы делаете для продвижения итальянской мебели в России?

 

– Мы столкнулись с необходимостью организации полностью итальянской мебельной выставки в России. Дело в том, что многих итальянских производителей не устраивали уже существовавшие на российском рынке мебельные выставки. Поэтому компания Cosmit предложила некоторым фирмам услуги по продвижению их брендов на заграничных рынках. В результате в Москве в 2005 году впервые состоялась итальянская мебельная выставка ISaloniWorldWideMoscow. Эта выставка станет ежегодной, и мы ждем от нее того же эффекта, что и от Миланского мебельного салона, который стал лучшим примером коллективного маркетинга для итальянских компаний. Кстати, постоянно поступающие запросы на участие в выставке, которая пройдет 12 – 15 октября 2006 года в Москве, подтверждают правильность выбранного нами пути.

 

– Рост экспорта итальянской мебели в Россию можно считать результатом успешной работы прошлогодней московской выставки ISaloniWorldWide в «Крокус Экспо»?

 

– Отчасти да. Цели выставки всегда были достаточно ясны: помочь лучшим итальянским производителям в освоении новых рынков сбыта. Благодаря продуманной и правильно организованной рекламной кампании первую московскую выставку посетило более 13 000 гостей не только из Москвы, но и из других регионов России. Среди посетителей были не только потребители, но и участники рынка – профессионалы-продавцы, дизайнеры, бизнесмены, заинтересованные в распространении итальянской мебели. Кроме того, я убежден, что успех итальянской мебели в России – это еще и результат того, что продукт, предлагаемый итальянской мебельной промышленностью, безусловно, является лучшим в своем классе, будь то качество продукции, дизайн, стиль, технологии производства или мастерство.

 

– Помимо выставочной деятельности у вас есть еще какие-нибудь проекты по продвижению мебели madeinItaly?

 

– В течение последних десяти лет в России открылось большое количество магазинов мебели, представляющих итальянскую продукцию во всем ее стилевом разнообразии. Это, кстати, и позволило Италии значительно увеличить долю экспорта. В перспективе переговоры между Ассоциацией деревообрабатывающей промышленности Италии и российскими компаниями по вопросу организации совместного коммерческого проекта. Предполагается, что это будет сеть магазинов, которая позволит реализовывать различные категории нашей продукции по всей стране.

 

– Ваши планы довольно оптимистичны. Не боитесь ли вы столкнуться в России с конкуренцией со стороны отечественных производителей мебели?

 

– Мы везде сталкиваемся с конкуренцией.И чтобы не потерять свои позиции на рынке, нужно вести гибкую политику. Во всех странах, где местные производители начинают выпускать мебель, есть предприятия, с которыми мы могли заключить договор о сотрудничестве.Понятно, что, если нашу мебель производить в России, мы получим меньше прибыли. Но это все равно положительный результат. На данный момент создание совместных предприятий для нас имеет большое значение, так как мы сумеем занять стабильные позиции на местном рынке до того, как после вступления в ВТО Россия откроет границы нашим конкурентам – немцам, японцам, шведам.

 

– На российском рынке довольно много китайских аналогов знаменитых итальянских мебельных коллекций. При полной внешней идентичности они стоят гораздо дешевле. Боретесь ли вы с подделками?

 

– Вы правы. Китай входит в ВТО, но ВТО, к сожалению, не принимает серьезных и жестких мер по отношению к КНР. США заинтересованы в дешевом импорте. Германии тоже не выгодно принятие жестких мер, так как она имеет в Китае коммерческие интересы. Производители мебели могут подать в суд на пиратов. Однако подобные разбирательства затягиваются на десятилетия. Здесь требуется политическая воля. Потребителям, которым дорого качество мебели, я могу лишь посоветовать не тратиться на подделки.

 

– Но, согласитесь, не все готовы платить за бренд madeinItaly. Если на вид две кровати выглядят одинаково, то почему итальянская кровать стоит так дорого? Какова стоимость бренда в конечном продукте?

 

– 30 лет назад о мебели можно было рассуждать в этих рамках и по такой схеме. Потребители покупали мебель авторитетной марки, это было престижно. Считалось, что, чем дороже вещь, тем она лучше. Это был основной критерий. Однако сейчас потребители «подросли», и им не нужна самая дорогая вещь, им нужна качественная вещь. Сейчас, если мебель стоит дорого, это означает, что в производстве используются дорогие материалы. Бренд очень мало влияет на ценообразование.

 

Еще по теме