Приключения российских сериалов на Западе
Наиболее популярными российскими сериалами, купленными за рубежом, стали «Перевал Дятлова» и ряд проектов ВГТРК. Спрос на российские ленты связан с дефицитом «голливудских» на фоне пандемии коронавируса, считают эксперты.
Продвижением российских фильмов на международном рынке занимается госкомпания «Роскино». Она назвала самые популярные российские сериалы, проданные за рубеж в январе-сентябре этого года, пишет РБК со ссылкой на представителя госкомпании. По его данным, такими фильмами стали:
-
триллер «Перевал Дятлова» от компании «1-2-3 Production», входящей в «Газпром-медиа Холдинг»;
-
пакет сериалов ВГТРК («Зулейха открывает глаза», «Грозный», «Оптимисты. Карибский сезон», «Зови меня мамой», «Закрытый сезон»);
-
романтическая комедия «Секреты семейной жизни» от продюсерской компании «Среда» и холдинга «МТС медиа».
В «Роскино» отметили, что Россия уже третий год подряд входит в топ-10 стран-экспортеров сериалов. Точных оценок в компании не привели. Конкурентами РФ стали США, Южная Корея, Великобритания и Испания — они традиционно входят в десятку лидеров. Однако место России в мировом экспорте сериалов определить пока сложно, считает глава информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. По его словам, контент довольно часто продается самими производителями в обход специальных форумов и посредников в лице «Роскино». В связи с этим данные о продаже российских проектов за рубеж все еще фрагментарны.
Кто покупает российские сериалы
Перечисленные проекты — наиболее громкие на рынке, пояснили в «Роскино». Более того, они показывают широкую географию продаж и довольно востребованы не только для проката в кинотеатрах, но и для ТВ и стриминговых сервисов. При этом методику оценки популярности сериалов не раскрыли. В госкомпании уточнили, что при составлении рейтинга «опирались на географию покупателей и статус сделок».
Самое большое количество сделок в текущем году заключили по «Перевалу Дятлова». Премьера сериала состоялась 6 ноября 2020 года на телеканале ТНТ и видеосервисе Premier. Дистрибуцией сериала по всему миру занимается крупная немецкая компания Beta Film Gmbh. Среди покупателей — общественное телевидение Австралии SBS, немецкое подразделение Walt Disney для канала FOX Germany, платформа Cirkus в Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, стриминговый сервис Topic в США и Канаде и компании Warner Media в Латинской Америке. Также «Перевал Дятлова» увидят зрители из Эстонии, сейчас продолжаются переговоры с вещателями в Восточной Европе, в частности Польше, отметили в «Роскино».
Сериалы же ВГТРК были проданы Болгарии для госканала BNT. Французский дистрибьютор Ampersand Fiction купил исторический триллер «Кровавая барыня», а шведский телеканал Axess TV — сериал «Идиот». Пакет сериалов «Кровавая барыня», «Грозный» и «Оптимисты. Карибский сезон» продали сервису Amazon Prime Video.
Еще один сериал из топа — «Секреты семейной жизни», доступный в онлайн-кинотеатре холдинга МТС, — выкупил международный дистрибьютор Armoza Formats. Он также купил сериал «Триада» от Comedy Club Production и ТНТ.
Также в список сериалов, «успешно экспортированных за рубеж», вошла и драма «Душегубы» телеканала НТВ. Покупателем стала британская телесеть Global Series Network. Сам сериал будет показан на шести международных платформах Walter Presents.
Компания ZDF Enterprises выкупила права на сериал «Шерлок Холмс в России» от сервиса START для дистрибуции по всему миру.
Издание отмечает, что в 2021 году также осуществлялись сделки по производству российских сериалов по заказам зарубежных платформ. К примеру, Netflix вместе со студией «1-2-3 Production» снимает российский сериал «Анна К.». По заказу того же стриминга студия «Водород» снимает уже второй российский сериал, одним из режиссеров которого выступит Эдуард Оганесян. Он был постановщиков проекта «Чики».
При этом в «Роскино» не раскрыли данные об экспорте российских сериалов в денежном выражении. По данным Сафронова, выручка от продажи за рубеж наиболее популярного сериала «Перевал Дятлова» могла составить «несколько миллионов долларов». В «Газпром-медиа» не раскрывают финансовые детали проведенных сделок.
Почему российские сериалы привлекают зарубежного зрителя
В мировой индустрии с 2020 года наметился тренд на региональный контент, включая российский, отмечают в «Роскино». Одна из причин — растущая популярность онлайн-кинотеатров и других платформ, которая «не в последнюю очередь» вызвана пандемией.
В прошлом году рынок во время пандемии сменил вектор с «голливудских проектов на региональные», заявила директор по управлению контентными правами видеосервиса START Дарья Бондаренко. Она считает, что на зарубежных территориях дольше сохранялись ограничения на съемки, в связи с чем образовался дефицит контента: международные игроки стали внимательно следить за локальными рынками и их продуктами, добавила эксперт.
У российских сериалов выросло качество, считает создатель и гендиректор киностудии «Профит» Игорь Толстунов. По его словам, в России «стали снимать продукт мирового уровня». Однако в денежном выражении доля продаж российских сериалов и фильмов на международном рынке, по словам Толстунова, ничтожна: их все еще мало, а цена сопоставима с европейскими, но все же ниже британских или американских. «Для мирового рынка продукт, произведенный не в Америке и не на английском языке, все еще остается на обочине», — заявил Толстунов.
Весь аудиовизуальный контент, который экспортирует Россия, может составлять около $100 млн в год. К примеру, Южная Корея экспортирует такой контент на $1 млрд ежегодно, отмечает член Международной академии телевизионных искусств и наук, член Академии российского телевидения (ТЭФИ) и президент группы «Приор» Родион Павлючик. Он считает, что качество сериалов из России могло вырасти на фоне заказов крупнобюджетных проектов со стороны онлайн-платформ и телеканалов. Конкурентоспособность российского контента подтверждает и покупка ряда сериалов платформой Netflix.
Миграция на Запад
В октябре 2020 года Netflix купил сериал «Эпидемия» за $1,5 млн. Это рекордная сумма для российских проектов, попавших на мировую видеоплатформу. Сериал в переводе на английский называется «To the lake» — «К озеру».
До этого сериала наиболее дорогим российским приобретением Netflix был фантастический сериал «Лучше, чем люди» (адаптированное название «Better Than Us»). По данным РБК, один эпизод стоил продюсерам 20 млн рублей. Далее следует сериал «Хождение по мукам» («The Road to Calvary») производства телеканала НТВ. Сумма сделки составила $500 тыс.
Продюсерская компания «Среда» Александра Цекало поставляла сериалы на Запад еще в 2015 году. На Netflix первым оказался «Мажор» («Silver Spoon»). Далее за рубеж отправилась эротическая драма «Саранча» («Locust»), а после — две многосерийки «Метод» и «Троцкий», а также «Фарца» («Fartsa»). Сумма сделки по каждому сериалу не разглашалась.
Мультсериал «Маша и Медведь» также выкупил Netflix. Зрители в Китае также смогли увидеть этот мультфильм — права на него купил создатель TikTok — компания Bytedance.
В 2010-х годах права на адаптацию успешно продавала студия Yellow, Black & White. Первым российским ситкомом, переснятым за рубежом, стали «Папины дочки» — на пике популярности в 2009 году права на ремейк выкупил немецкий канал Das Vierte. Сумма сделки составила около 5,4 млн рублей за эпизод.
Права на международную дистрибуцию сериала «Кухня» были куплены в 2013 году компанией CBS International. Съемки одного эпизода «Кухни» стоили $200 тыс. (6,5 млн рублей по курсу на начало съемок).