Прилавок с нефтью

Послание президента Федеральному собранию не может обойтись без сенсаций. В экономической части Послания Владимира Путина, прозвучавшего на прошлой неделе, роль такой сенсации сыграла «сдвоенная идея»: введение свободной конвертируемости рубля и создание в России нефтяной биржи. Вообще-то, это две разные идеи, над которыми правительственные ведомства работают уже не первый год. Но президент объединил их в изящном пассаже: реальная конвертация рубля зависит от его привлекательности как средства расчетов, а для этого необходимо организовать биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях.

Так в президентском послании пересеклись две параллельные реформы. Первая – реформа валютного регулирования, идущая уже три года. С будущего года ЦБ собирался отменить последние ограничения на операции с валютой, однако президент, который всегда озвучивает самые яркие из госрешений, потребовал сделать это уже с 1 июля.

Что касается биржи, то 2 мая – за неделю до послания – Герман Греф подписал приказ о создании рабочей группы по организации торговли.

Среди «идеологов» биржевого проекта называют совладельца холдинга «Альфа-групп» Алексея Кузьмичева, который считает, что такая биржа необходима, поскольку величина разницы между ценами котирующейся в Лондоне нефти Brent и российской нефти определяется нерыночным способом – путем телефонного опроса информагентств. Россия сама должна диктовать цены на свою нефть. Как заявил замдиректора департамента МЭРТ Александр Гладков, новая биржа поможет преодолеть ценовой разрыв между Brent и Urals. Этого удастся достигнуть, в частности, благодаря тому, что биржа сможет обеспечить жесткий контроль над качеством поставляемой нефти – из-за чего компаниям Татарстана и Башкирии придется позаботиться о более глубокой переработке своего сырья.

Кроме того, как считает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, биржа нужна, поскольку сегодня независимые участники рынка не могут купить по свободной цене свободные объемы нефтепродуктов.

Теперь смогут, но от этого им не станет слаще, поскольку цены будут только расти. Очевидно, что организация всеобъемлющих торгов с привлечением максимального количества участников спровоцирует процесс стихийного выравнивания внутренних и международных цен на топливо. К этому надо добавить, что, как заметили корреспонденту «Ко» в Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций («АссоНефть»), для эффективной работы биржи нужно много продавцов и много покупателей. Между тем объемы добычи независимых организаций незначительны, и полноценно участвовать в торгах они смогут только при равном доступе к «трубе», чего сегодня нет.

Есть и еще одно крайне интересное обстоятельство. Как считает старший вице-президент Росбанка Михаил Ершов, если государство предпримет ряд системных мер для реальной конвертации рубля и одновременно – для внедрения рублевых котировок российских сырьевых товаров, то существенно изменятся ориентиры России в сфере курсовой политики. Если экспортная нефть начнет продаваться за рубли, то экспортный сектор экономики будет уже заинтересован не в девальвации рубля, как сегодня, а, наоборот, в его укреплении.