Приложение к замку

11.07.200000:00

Общеизвестна имперского толка фраза "Британия - владычица морей". "Вот лучше бы там, в морях, и оставались, англичане чертовы!" - приговаривал мой приятель, изнуренный тяжким для семейного бюджета содержанием подержанного Range Rover. Позволим не согласиться: нация, создавшая такие автомобили, заслуживает уважения. Порицания заслуживают люди, неосмотрительно их покупающие.

Британская автопромышленность есть, и ее одновременно почти нет. Автозаводы, расположенные в Соединенном королевстве, выпускают около 1,7 млн машин в год, что ставит эту страну на четвертое место в Европе (после Германии, Франции и Испании). В то же время продукция собственно английских фирм составляет столь ничтожную величину, что ее не в силах охватить статистика. Автомобильная независимость утрачена Британией, очевидно, навсегда - казалось бы, пустяк для единой Европы, но мы-то говорим об острове, жители которого всегда кичились некоторой непохожестью на континентальных соседей! В Британии по этому вроде бы мелкому поводу сильно убиваются и даже периодически (когда очередной символ британского автопрома утрачивает независимость) создают общественный фонд, который по фунтику собирает с патриотов деньги, чтобы откупить попранный символ у немцев или американцев.

Ныне "вал" британской автопромышленности куется японцами, американцами, немцами и даже французами, но речь пойдет не о них. Во-первых, Британия продолжает оставаться весьма емким авторынком, ради успеха на котором даже транснациональные гиганты сохраняют местные марки (диковинный для нас Vauxhall не что иное, как обычный Opel с правым рулем, изготавливаемый местным отделением General Motors). Во-вторых и в-главных, британская инженерная и дизайнерская школы весьма сильны, что дает купленным иностранцами фирмам шанс "сохранить лицо", а не сделаться очередным локальным брэндом. Звучные имена британских фирм сверкают как бриллианты в коронах транснациональных концернов: Jaguar, Aston Martin, Land Rover (ныне принадлежат Ford), Rolls-Royce (собственность BMW), Bentley (Volkswagen AG).

Действительно, покупать Jaguar с его годовым (в момент покупки) объемом выпуска в 30 тыс. машин и перепрофилировать завод на выпуск каких-нибудь Lincoln, если конкуренты из Daimler-Benz и BMW все равно делают машин в двадцать раз больше? Нет, надо осторожненько, дабы не отпугнуть давних приверженцев марки, стряхнуть с "дикой кошки" пыль, дать денег на разработку новых, но вполне традиционных для имиджа фирмы моделей, а уже затем поступательно расширять производство. И волки сыты, и овцы целы: и традиционный потребитель доволен, и конкурентам нос постепенно утирается. Довольны и британские тред-юнионы: рабочие места не сокращаются, а, напротив, прибавляются.

В годы правления Тэтчер англичане - опять-таки из-за соображений повышения занятости - стали привечать японцев, которые искали подходящий плацдарм для высадки в Старый Свет. Так, на островах появились сборочные заводы Nissan, Toyota и Honda. Последняя пошла дальше и наладила производственную и конструкторскую кооперацию с самой массовой местной компанией - Rover. До недавнего времени все ее легковые машины представляли собой клоны моделей Honda (хотя невооруженным взглядом заметить это было непросто), и положение изменилось только тогда, когда у Rover появился стратегический инвестор: в 1994 году английскую фирму купили немцы из BMW. Впрочем, это приобретение не принесло новым хозяевам ничего хорошего: Rover так и не удалось вывести в прибыль. В нынешнем году BMW избавилась от пасынка, продав Ford отделение внедорожников Land Rover. Производство легковых машин Rover опять досталось англичанам - инвестфонду Alchemy Partners, который, понятно, является не стратегическим, а портфельным инвестором. Так что рано или поздно Rover вновь будет выставлен на продажу. От кратковременного сожительства с немцами автолюбители только выиграли: модельный ряд Rover пополнился абсолютно британской по дизайну, но немецкой по содержанию великолепной моделью 75.

Совершенно особая статья британской автопромышленности - независимые мелкие фирмы, занятые в основном штучной сборкой спортивных моделей. Эта продукция в силу своей мелкосерийности донельзя эксклюзивна и дорога. За редким исключением, она предназначается для местных ценителей прекрасного и если экспортируется, то только на самые богатые рынки - вроде США или Германии.

Минусы, которые перевешивают плюсы

Английские автомобили, на наш - российский - взгляд, довольно специфичны и обладают только одним неоспоримым достоинством: они дьявольски красивы. "Сумрачный германский гений" (при всем уважении к его достоинствам), даже дополненный талантами экспрессивных и артистичных итальянцев из кузовного ателье Pininfarina, создать подобное неспособен. От английских машин веет утонченным аристократизмом, стриженым трехсотлетним газоном, потомственным дворецким в ливрее и прочими глупостями, позволительными лишь очень богатой и консервативной монархии. Даже в центре переливающейся огнями ночной Москвы Jaguar выглядит пришельцем из другого мира, в то время как огромная туша "сто сорокового" Mercedes вполне органично смотрится на встречной полосе автодороги областного значения Мухоплюйск - Засранцево и если вызывает какие-то ассоциации, то никак не с газоном, а с утюжившим эту дорогу пятьдесят с лишком лет назад немецким же танком "Тигр".

Английские машины хороши собою не только снаружи, но и внутри. Передние панели и дверные накладки из ценных сортов дерева, тончайшая, сорта Connoly кожа шотландских (происхождение особо подчеркивается в рекламных проспектах) коров, обязательные, но без перебора хромированные ободки приборов - вот интерьер типично британской машины.

Машины, надо заметить, крайне дорогой. И проигрывающей по соотношению "цена - качество" машине немецкой, отчего "англичане" остаются привилегией ограниченного круга богатых эстетов.

Впрочем, машины той оставшейся в живых британской школы автомобилестроения, о которой шла речь выше, и не относятся к категории дешевых. Относительно "народный" Rover в России официально не продается, хотя слухи о скором пришествии этой марки на наш рынок возникали не единожды. Теперь, с переходом фирмы под контроль англичан, вероятность этого близка к нулю. Остальные "чистокровные" британцы в России представлены: дилеры BMW пока продолжают торговать внедорожниками Land Rover (хотя что будет в дальнейшем, по мере перехода дистрибуции к Ford - непонятно), есть дилеры Jaguar и даже Rolls-Royce.

Продажи "англичан" по официальным и "серым" каналам исчисляются десятками машин в год; исключение составляет лишь Land Rover, чей арсенал недавно пополнил небольшой внедорожник Freelander, "играющий" совсем в другом ценовом сегменте - против недорогих японских "паркетных" джипов типа Honda. Несмотря на привлекательную цену (от $26 тыс.), особого рвения в продвижении модели на российский рынок производитель не проявляет. Зато "серые" дилеры рекламируют Range Rover в шикарном исполнении Autobiography, выпущенный к 30-летию марки. Его цена вполне сравнима с признанным российским королем внедорожников Mercedes-Benz G500 - $93 тыс.

Цены на техническое обслуживание английских автомобилей оптимизма также не добавляют. Нормо-час обслуживания Jaguar стоит больше, чем у одноклассников (Mercedes, BMW, Audi), запчасти и квалифицированный сервис встречаются гораздо реже, чем для дорогих "немцев".

И чего совсем делать не следует, так это покупать английскую подержанную машину, несмотря на иногда встречающиеся дешевые экземпляры. Скорее всего, от нее мечтает избавиться владелец, стонущий под грузом непомерных затрат на содержание автомобиля. Вздыхайте о красоте форм над рекламными проспектами, но не позволяйте мечтам воплощаться в жизнь. Эти машины, особенно в подержанном состоянии, не предназначены для наших дорог и кошелька даже обеспеченного человека. В противном случае регулярные приступы англофобии вам гарантированы.

Вот купите себе замок в Девоншире, так и носитесь вокруг него на своем "Ягуаре"!