Принтер с выходом в Интернет
По данным международного исследовательского агентства IDC, российский рынок печатающих устройств в 2010 году составил более 4 млн штук, увеличившись по сравнению с 2009-м на 35%. «Однако о полном восстановлении говорить преждевременно: количество проданных устройств все же на 5% меньше, чем в последний предкризисный год – 2008-й», – констатирует менеджер по развитию продукции категории «Струйные принтеры иМФУ» «HP Россия» Антон Колосов. «Я не могу точно оценить объем рынка, но отмечу основные тенденции. В 2009 году из-за экономического кризиса люди приостановили инвестиции, и рынок сократился вдвое», – говорит президент ООО «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша» Ко Хасэгава. Помимо сокращения объемов, в кризис структура рынка претерпела смещение спроса в пользу устройств с меньшей стоимостью приобретения. Так, в 2009-м с 58% до 53% упала доля продаж многофункциональных устройств (3-в-1 и 4-в-1) в пользу роста доли принтеров. В прошлом году началось активное восстановление, поскольку компании снова стали вкладывать средства, в частности в печатные решения. Сегодня, конечно, уровень рынка и бизнеса только начинает приближаться к докризисным показателям. «Что касается лазерных настольных МФУ, то наблюдалось активное восстановление рынка после кризиса 2009-го, и показатели за 2010 календарный год приблизились к результатам 2008-го, но не превысили их, – подтверждает руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании «Панасоник Рус» Евгений Карпов. – Доля рынка лазерных МФУ Panasonic увеличилась на несколько процентных пунктов и превысила 8% в 2010 календарном году». «Восстановление бизнеса нашей компании шло более быстрыми темпами, и мы даже смогли увеличить свою долю рынка, поскольку предлагали клиентам эффективные решения с учетом их индивидуальных потребностей, – рассказывает об успехах Ко Хасэгава. – Мы сделали акцент на полноцветные МФУ формата А3. В этой области мы смогли выйти на новый уровень, гораздо выше докризисного, и сейчас занимаем второе место на рынке».
Скупой платит дважды
«В 2010 году мы отметили увеличение доли моделей с расширенным функционалом (факс, PC-факс и т.д.). Эта тенденция связана как с замещением факсимильных аппаратов МФУ с функцией факса, так и с растущим интересом к более функциональным устройствам», – поясняет Евгений Карпов. Всеобщее подключение к Интернету захлестнуло и рынок принтеров – появились устройства, которые всегда в Сети и могут печатать без участия компьютера. «HP еще в прошлом сезоне представила ассортимент подобных устройств. Так, во втором полугодии 2010-го HP начала розничные продажи струйных принтеров с технологией ePrint, позволяющей отправлять задания на печать по электронной почте, а также распечатывать интернет-контент напрямую без компьютера с помощью специальных веб-приложений», – говорит Антон Колосов.
Кроме того, участники рынка отмечают стремительный рост количества владельцев гаджетов, в том числе смартфонов, нетбуков и планшетных компьютеров. Пользователи привыкают жить в электронном пространстве, но до последнего времени испытывали неудобства, если хотели распечатать документ со своего мобильного устройства. Для владельцев смартфонов с ОС Android, Symbian, Windows Mobile компания HP предложила программу iPrint, позволяющую направлять задания на печать по беспроводной сети или через USB-кабель напрямую, без ПК. Соответственно, и без инсталляции классического драйвера.
А для владельцев iPhone, iPod Touch и iPad, работающих на операционной системе iOS, Apple создала сервис AirPrint, с помощью которого можно распечатать документ с этих мобильных устройств напрямую. «По нашим данным, технологию AirPrint из всех представленных в России принтеров сегодня поддерживают только модели НР», – констатирует Антон Колосов.
В 2010 г. пользователям принтеров и МФУ для домашнего и малого офиса компании предлагают целый ряд возможностей, ранее доступных только в сегменте «тяжелой лазерки»: сканирование документов без компьютера с последующей отправкой их по электронной почте, копирование с улучшением качества копий, копирование карточек и удостоверений с двух сторон на один лист. «В 2011 году будут расширены возможности печати через Интернет и печати с мобильных устройств, а также увеличено количество приложений для печати из Интернета без подключения компьютера. Таким образом, дистанционная печать будет стремиться стать такой же удобной, как и с принтером, подключенным по USB», – резюмирует Антон Колосов.
Печать с телефона
Абсолютно все опрошенные «Ко» участники рынка обещают в наступившем году представить новые разработки. «Последние модели МФУ от Panasonic, которые уже доступны на рынке, – это уникальные модели с функцией факсимильного аппарата, проводной и беспроводной трубкой в комплекте. С помощью одного такого устройства можно организовать работу небольшого офиса, – рассказывает Евгений Карпов. – Что касается новинок, то они обязательно будут в 2011 году, но об этом чуть позже». «Мы уже представили несколько новых серий монохромных МФУ формата А3 с возможностью полноцветного сканирования. Системы предлагают такую же функциональность, как и полноцветные МФУ, а также простоту управления и различные программные решения», – отмечает Ко Хасэгава. «Среди ближайших новинок хотелось бы выделить струйные модели, которые вскоре появятся на рынке», – делится планами Антон Колосов. Прежде всего, это HP OfficeJet 7500A – многофункциональное устройство со струйным принтером формата А3 и сканером формата А4. Несмотря на относительно небольшие размеры, его в полной мере можно назвать многофункциональным устройством формата А3. Эта модель будет востребована финансовыми службами, бухгалтерией, архитектурными и дизайнерскими бюро. HP OfficeJet Pro 8000 Enterprise – событие в семействе офисных струйных принтеров. Весной выйдет в свет первый струйный принтер с поддержкой универсального драйвера HP, благодаря которому принтер можно будет легко интегрировать в корпоративную компьютерную сеть. Как и все офисные струйные принтеры OfficeJet Pro, новая модель позволит экономить до 50% затрат на отпечатке по сравнению с лазерными принтерами схожей ценовой категории.
Директор департамента информационных технологий и корпоративных продаж ООО «Самсунг Электроникс Рус» Олег Ерохин также говорит о том, что его компания уже в начале 2011-го выпустила ряд новых печатных лазерных устройств. В первую очередь речь идет о монохромном лазерном МФУ SCX-3205W для домашних пользователей и малых офисов. Samsung SCX-3205W – это недорогой аппарат, позволяющий печатать, копировать и сканировать документы одним нажатием кнопки. Но, несмотря на невысокую цену, новая модель от Samsung оснащена модулем беспроводной связи Wi-Fi, позволяющим забыть о лишних проводах и установить устройство в нужном месте. Кроме того, в феврале на рынке появились самые быстрые в линейке Samsung монохромные лазерные принтеры серии ML-5510/6510 со скоростью печати 52 и 62 стр./мин. соответственно. К преимуществам этих принтеров можно отнести большую производительность, обусловленную высокой скоростью печати и мощным процессором 700 МГц, а также низкую совокупную стоимость владения по сравнению с конкурентами.
МФУ vs принтеры
Многофункциональные устройства продолжают вытеснять с рынка классические принтеры. Это связано как с ростом рынка МФУ в целом, так и со снижением средней стоимости базовых моделей. Кроме того, потребители оценили усилия производителей, стремящихся сделать МФУ все более компактными. Но уже внутри сегмента МФУ наметилась конкуренция между струйными и лазерными настольными МФУ. Доли той и другой технологии печати примерно равны, но в период кризиса потребители все чаще отдавали предпочтение именно струйным МФУ, что объясняется более низкой первоначальной стоимостью устройств. Но как только кризис пошел на спад, спрос на лазерные МФУ начал восстанавливаться. Потребители поняли, что, сэкономив в самом начале, они затем потратят больше на расходные материалы.
«МФУ и принтеры занимают свои собственные ниши и применяются для различных целей. Для интенсивного использования и больших объемов печати лучше иметь МФУ», – рассуждает Евгений Карпов. Безусловно, МФУ требует больших первоначальных инвестиций, но предлагает низкую стоимость отпечатка и более широкие возможности, поэтому инвестиции быстро окупаются. Если объемы печати невелики и устройство будет использоваться как персональное, то простой принтер окажется весьма кстати. Поэтому все в первую очередь зависит от нужд потребителя, а цена уже не играет столь значительной роли, как еще каких-то 2–3 года назад. Стоимость МФУ снижается, при этом функционал расширяется и все это заключено в весьма компактный корпус.
Антон Колосов, менеджер по развитию продукции категории «Струйные принтеры и МФУ» «HP Россия»:
«Доля МФУ растет, а доля принтеров уменьшается. Причинами такого замещения является желание покупателей получить одно комбинированное устройство, обладающее всеми основными функциями: принтер, копир, сканер, а для офисных задач также факс. МФУ стоит существенно дешевле, чем принтер, копировальный аппарат и сканер по отдельности, и ненамного дороже однофункционального принтера. Кроме того, МФУ экономит рабочее пространство пользователя. Вместе с тем, сегмент принтеров не исчезнет полностью. В этом классе печатающих устройств растет доля производительных моделей (в основном для установки в офисе). Россия остается страной лазерной печати – струйные принтеры занимают у нас 39% (данные IDC за 2010 год). Для сравнения: в Германии доля струйных принтеров составляет 64%, во Франции – 72%, в Великобритании – 81%. Несмотря на то, что будут расти оба рынка, нельзя не отметить, что струйные принтеры, ранее использовавшиеся в основном для домашних нужд, пробивают себе дорогу в офис. По данным IDC, в 2010 г. сегмент устройств струйной печати для бизнеса вырос более чем в три раза. Доля HP в нем составляет 95%, что говорит о том, что компания не просто лидирует в сегменте, но и фактически создает его».
Евгений Карпов, руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании «Панасоник Рус»:
«Несомненно, многофункцио-нальные устройства продолжают вытеснять с рынка принтеры. Это связано как с ростом рынка МФУ, со снижением средней стоимости базовых моделей (принтер+сканер+копир), которые сейчас можно приобрести менее чем за 6000 руб., так и с появлением более компактных устройств, занимающих все меньше места на рабочем столе. Как уже не раз отмечали, идет постоянная «борьба» между струйными и лазерными настольными МФУ. Доли той и другой технологии печати примерно равны. Можно отметить тенденцию увеличения доли струйных устройств в период кризиса, что связано с более низкой стоимостью самого устройства. В настоящее же время, наоборот, превалируют лазерные устройства, что объясняется восстановлением рынка и рациональной оценкой пользователями предстоящих затрат на расходные материалы».
Еще по теме
Цена факторинга для многих клиентов все еще остается основным аргументом при выборе финансового партнера. Однако участники рынка предупреждают, что «дешево вовсе не значит хорошо», и советуют в первую очередь ориентироваться на качество предоставляемых услуг и репутацию фактора.