"Принцесса Нури" потеряла хозяина
ЧИСЛО заказных убийств бизнесменов и политиков в северной столице продолжает уверенно расти. В субботу 11 марта был застрелен Дмитрий Варварин, глава многопрофильного концерна "Орими". Местная пресса цитирует слова одного из представителей правоохранительных органов: "Честный бизнес никогда не становится жертвой криминальных разборок". Заявление это очень похоже на прямое предательство интересов частного бизнеса в Санкт-Петербурге. Фактическое обвинение убитого Варварина (в отношении которого никогда не выдвигалось никаких официальных обвинений со стороны МВД) в принадлежности к криминальному миру свидетельствует о предубежденности правоохранительных органов к крупным, но не имеющим политической крыши бизнесменам. Концерн "Орими", возглавлявшийся Варвариным, был одной из крупнейших многопрофильных корпораций города, сравнимой по масштабам деятельности с крупными московскими частными группами. Оборот группы, по оценкам экспертов, в 1999 году превысил $350 млн.
Дмитрий Варварин был одним из самых опытных предпринимателей города. Он начинал бизнес в 1987 году, организовав один из первых торговых кооперативов - "Орион". В 1990 году была создана российско-американская компания Orimi Wood, в которой Варварин выступал уже как полноправный партнер. К 1999 году основными направлениями деятельности концерна "Орими" являлись строительный бизнес (компания "Орими-Строй" входила в пятерку крупнейших строительных корпораций Санкт-Петербурга), производство и экспорт леса (ряд лесопромышленных предприятий, санкт-петербургский "лесной" порт "ПетроЛесПорт", группа Ilim Pulp, Онежский ЛДК), морские перевозки (Беломорско-Онежское пароходство), импорт и производство продовольствия (группа "Орими-Трейд"), металлургический трейдинг. Группа с большим размахом работала на всем Северо-Западе России, в Москве, на Украине и в Казахстане. Наиболее показательны ее успехи в импорте чая: на 1999 год марки концерна "Орими", по данным AMER Nielsen, составляли 17% продаж чая в России и 21% - на Украине. Такого результата Варварин и его команда добились со своей маркой "Принцесса Нури" менее чем за три года. Впрочем, и во всех остальных областях бизнеса Варварину удавалось очень многое.
По мнению коллег Варварина, многому "Орими" обязан именно своему руководителю. Естественно, он с очень большой вероятностью контактировал с местным криминалитетом: в Санкт-Петербурге, похоже, без этого просто невозможно работать. Но есть одна небольшая деталь: Варварин вел многомиллионный бизнес, даже не имея личной охраны.
Следствие, судя по всему, отрабатывает две версии. Первая - возможное участие Варварина в финансировании кандидата на пост петербургского мэра Юрия Болдырева. Варварин, объявлявший политическую деятельность "болтовней" и не раз имевший проблемы в бизнесе из-за нежелания влезать в политические разборки, изменил своему правилу, участвуя в финансировании "Блока Юрия Болдырева". Что его заставило это сделать - неизвестно. Вторая версия - конфликты на санкт-петербургском рынке недвижимости. Характерно, что Варварина убили за четыре часа до приезда в Санкт-Петербург и.о. президента Владимира Путина и премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Возможно, заказчики убийства рассчитывали на то, что местной милиции будет не до смерти одного из богатейших людей города.