Принуждение к спорту
Российские девелоперы традиционно помогают местным властям в обмен на различные «бонусы». Одним из наиболее популярных способов «расплаты» является строительство спортивных объектов
Частный бизнес во всем мире занимается строительством спортивных объектов. Один из самых известных примеров – бейсбольный стадион для команды Oakland Athletics, который строит компания Cisco в пригороде Сан-Франциско. Проект, получивший название Cisco Field, должен стать витриной новейших технических разработок компании. По условиям соглашения, Cisco станет официальным технологическим партнером клуба, в частности, предоставит решения, необходимые для запуска на территории стадиона конвергентной сети с услугами беспроводного доступа и передачи данных, в том числе видеоизображения. В результате болельщики смогут покупать различные товары и легкие закуски, заказывая их с помощью мобильного телефона прямо со своего места, а служба онлайн-продажи билетов будет в реальном масштабе времени принимать плату за переход на более дорогие места. В России крупные компании также принимают участие в строительстве спортивных объектов, но чаще всего такое сотрудничество является «бонусом» государству.В нагрузку
В России наиболее популярна схема, при которой строительная фирма в рамках комплексной реконструкции городских кварталов в качестве добровольной нагрузки возводит в своем районе спортивный объект. «Наша компания занимается реконструкцией квартала 32–33 района «Проспект Вернадского», и отношение жителей района к ведущемуся коммерческому строительству играет не последнюю роль в успехе нашей деятельности», – говорит директор по маркетингу и продажам «Квартал Эстейт» Сергей Лушкин. За последние несколько лет эта компания реконструировала или построила с нуля шесть спортивных площадок. В соответствии с законодательством открытые спортплощадки не являются спортивными сооружениями, поэтому они не являются и предметом для оформления имущественных прав. Иными словами, эти объекты получил город. По словам PR-директора ГК «Мортон» Екатерины Вертячих, наличие в проекте той или иной спортплощадки в составе благоустройства территории регламентируется СНиПами.
В крупном масштабе
Если девелоперские фирмы возводят спортивные комплексы, чтобы получить определенные дивиденды от городских властей, то большие компании работают по тому же принципу, но в ином масштабе. Например, крупнейшие финансово-промышленные группы в добровольно-принудительном порядке берут на баланс спортивные клубы и финансируют строительство стадионов. Первым подобным примером стала постройка при участии «Газпром нефти» стадиона для «Зенита» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге – проект получил название «Газпром-Арена». В клубе объясняют необходимость строительства нового стадиона требованиями УЕФА: еще в 2004 г. комиссия этой организации побывала на стадионе «Петровский» и заявила, что он не соответствует их требованиям. Клубу это грозило тем, что УЕФА могла не разрешить «зенитовцам» играть на этом стадионе в международных кубках. Новая арена должна быть построена на месте Стадиона им. Кирова на средства городского бюджета, полученные за счет налоговых отчислений дочерних структур «Газпрома», в частности «Газпром нефти». В феврале 2006 г. был объявлен международный конкурс на лучший архитектурный проект, его выиграл японский архитектор Кисе Курокава. Проект представляет собой строение в виде летающей тарелки с выдвижными лестницами, раздвижной крышей и проемами в стенах. Спортивные функционеры обещали, что уже в 2009 г. «Зенит» будет играть на новом стадионе, однако стройка затянулась. По словам заказчиков, проект в процессе доработки значительно усложнился, что привело к росту сметы. Окончательно смета не уточнена до сих пор: «Главгосэкспертиза» должна установить ее в сентябре 2010-го. Пока стадион планируется открыть в 2011 г.
Плюсы и минусы
По словам Евгения Скоморовского, управляющего директора компании «Century 21 Запад», часто компания, занимающаяся строительством спортивного объекта, имеет прямое отношение к его дальнейшей эксплуатации. Зачастую эта же компания активно принимает участие в работе базирующегося в комплексе спортклуба. Например, «Сити-XXI век» финансирует также работу футбольного клуба «Строгино». «Строительство спортивной инфраструктуры в Строгино – это инициатива девелопера. Получив поддержку управы и префектуры Северо-Западного округа, она воплотилась в комплексную программу развития и благоустройства района», – говорит Сергей Лядов. Однако, по словам гендиректора «Службы недвижимости» Павла Карасева, даже если спортобъект находится на балансе построившей его компании, он чрезвычайно долго окупается. «Сроки окупаемости гостиничных объектов составляют около 10 лет, а спортивные объекты – и того дольше. Представить себе, что какая-либо компания просчитывает варианты окупаемости такого проекта и в зависимости от этого составляет бизнес-план, довольно сложно. Скорее всего, строители планируют в будущем продать спортивные объекты стратегическому инвестору или государству», – отмечает эксперт.