Top.Mail.Ru
архив

Принуждение к спорту

Российские девелоперы традиционно помогают местным властям в обмен на различные «бонусы». Одним из наиболее популярных способов «расплаты» является строительство спортивных объектов

Частный бизнес во всем мире занимается строительством спортивных объектов. Один из самых известных примеров – бейсбольный стадион для команды Oakland Athletics, который строит компания Cisco в пригороде Сан-Франциско. Проект, получивший название Cisco Field, должен стать витриной новейших технических разработок компании. По условиям соглашения, Cisco станет официальным технологическим партнером клуба, в частности, предоставит решения, необходимые для запуска на территории стадиона конвергентной сети с услугами беспроводного доступа и передачи данных, в том числе видеоизображения. В результате болельщики смогут покупать различные товары и легкие закуски, заказывая их с помощью мобильного телефона прямо со своего места, а служба онлайн-продажи билетов будет в реальном масштабе времени принимать плату за переход на более дорогие места. В России крупные компании также принимают участие в строительстве спортивных объектов, но чаще всего такое сотрудничество является «бонусом» государству.

В нагрузку
В России наиболее популярна схема, при которой строительная фирма в рамках комплексной реконструкции городских кварталов в качестве добровольной нагрузки возводит в своем районе спортивный объект. «Наша компания занимается реконструкцией квартала 32–33 района «Проспект Вернадского», и отношение жителей района к ведущемуся коммерческому строительству играет не последнюю роль в успехе нашей деятельности», – говорит директор по маркетингу и продажам «Квартал Эстейт» Сергей Лушкин. За последние несколько лет эта компания реконструировала или построила с нуля шесть спортивных площадок. В соответствии с законодательством открытые спортплощадки не являются спортивными сооружениями, поэтому они не являются и предметом для оформления имущественных прав. Иными словами, эти объекты получил город. По словам PR-директора ГК «Мортон» Екатерины Вертячих, наличие в проекте той или иной спортплощадки в составе благоустройства территории регламентируется СНиПами.


Серьезный спорт ни имеет ничего общего с честной игрой. Серьезный спорт ― это война минус убийство.
Джордж Оруэлл (1903–1950), английский писатель и публицист


Другой тип представляют девелоперы крупных проектов, которые возводят целые спортивные комплексы. В основном это касается тех, кто специализируется на комплексном развитии территорий. Например, «Сити-XXI век» занимается реконструкцией Строгино. Помимо возведения жилых объектов, компания построила многофункциональный спортивный комплекс, включая центр фигурного катания с ледовым катком. Сначала был сооружен стадион «Янтарь» с футбольным полем, легкоатлетическим сектором, фитнес-залом и теннисным центром. На втором этапе был построен сам ледовый дворец. «Когда разрабатывался проект, стало ясно, что одного катка, предназначавшегося для тренировок профессиональных фигуристов и воспитания будущих олимпийцев, району недостаточно. Так в проекте появилась вторая ледовая арена, которая примет любителей массового катания на коньках, а также секции по хоккею и шорт-треку», – объясняет руководитель PR-отдела «Сити-XXI век» Сергей Лядов. Затем, по его словам, было решено возвести центр водного спорта с детским и взрослым плавательными бассейнами. Однако на этом развитие проекта не закончилось – в него были включены залы: универсальный спортивный и атлетической подготовки. В инфраструктуру объекта также войдут мини-отель для спортсменов, боулинг-клуб и подземный паркинг. В итоге споркомплекс может единовременно принять более 3200 зрителей. По данным самой компании, инвестиции в проект составили $8 млн.

В крупном масштабе
Если девелоперские фирмы возводят спортивные комплексы, чтобы получить определенные дивиденды от городских властей, то большие компании работают по тому же принципу, но в ином масштабе. Например, крупнейшие финансово-промышленные группы в добровольно-принудительном порядке берут на баланс спортивные клубы и финансируют строительство стадионов. Первым подобным примером стала постройка при участии «Газпром нефти» стадиона для «Зенита» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге – проект получил название «Газпром-Арена». В клубе объясняют необходимость строительства нового стадиона требованиями УЕФА: еще в 2004 г. комиссия этой организации побывала на стадионе «Петровский» и заявила, что он не соответствует их требованиям. Клубу это грозило тем, что УЕФА могла не разрешить «зенитовцам» играть на этом стадионе в международных кубках. Новая арена должна быть построена на месте Стадиона им. Кирова на средства городского бюджета, полученные за счет налоговых отчислений дочерних структур «Газпрома», в частности «Газпром нефти». В феврале 2006 г. был объявлен международный конкурс на лучший архитектурный проект, его выиграл японский архитектор Кисе Курокава. Проект представляет собой строение в виде летающей тарелки с выдвижными лестницами, раздвижной крышей и проемами в стенах. Спортивные функционеры обещали, что уже в 2009 г. «Зенит» будет играть на новом стадионе, однако стройка затянулась. По словам заказчиков, проект в процессе доработки значительно усложнился, что привело к росту сметы. Окончательно смета не уточнена до сих пор: «Главгосэкспертиза» должна установить ее в сентябре 2010-го. Пока стадион планируется открыть в 2011 г.


Компания, занимающаяся строительством спортивного объекта, как правило, имеет прямое отношение к его дальнейшей эксплуатации и участвует в распределении прибыли


Вслед за «Газпром-Ареной» появился еще один амбициозный проект. В июле 2010-го были подведены итоги международного закрытого конкурса на реконструкцию стадиона «Динамо». Для ВТБ строительство стадиона является частью долгосрочной стратегии поддержки клуба. Меморандум о сотрудничестве между кредитным учреждением и обществом «Динамо» был подписан в апреле 2009-го. В итоге банку перешло 75% минус одна акция проекта реконструкции территории центрального стадиона «Динамо» и 74% акций футбольного клуба «Динамо Москва», а заодно с ними и обязанности по строительству нового стадиона. В итоге победил совместный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата и руководителя «Моспроекта-2» Михаила Посохина. Он включает в себя строительство арены, соответствующей требованиям ФИФА и УЕФА, вместимостью не менее 40 000 зрителей, а также возведение универсального спортивного зала, где можно будет играть в хоккей, баскетбол и теннис. Также в рамках проекта предполагается построить более 500 000 кв. м офисов, гостиниц и апартаментов. ВТБ оценил затраты в $1,4 млрд, хотя стартовая стоимость была запланирована на уровне $100 млн. В банке увеличение расходов объясняют тем, что изначальная стоимость включала возведение только стадиона. Для реализации проекта создадут новую структуру – «ВТБ Арена Парк», в которую ВФСО «Динамо» внесет 100% акций компании «Петровский парк Арена» и 75% минус одна акция «УК «Динамо». В обмен на это спортивное общество получит 25% плюс одну акцию новой компании. В свою очередь банк вложится в уставный капитал «ВТБ Арена» и получит 75% минус одну акцию. ВТБ как основной акционер планирует контролировать ход реализации проекта и участвовать в распределении его прибыли.

Плюсы и минусы
По словам Евгения Скоморовского, управляющего директора компании «Century 21 Запад», часто компания, занимающаяся строительством спортивного объекта, имеет прямое отношение к его дальнейшей эксплуатации. Зачастую эта же компания активно принимает участие в работе базирующегося в комплексе спортклуба. Например, «Сити-XXI век» финансирует также работу футбольного клуба «Строгино». «Строительство спортивной инфраструктуры в Строгино – это инициатива девелопера. Получив поддержку управы и префектуры Северо-Западного округа, она воплотилась в комплексную программу развития и благоустройства района», – говорит Сергей Лядов. Однако, по словам гендиректора «Службы недвижимости» Павла Карасева, даже если спортобъект находится на балансе построившей его компании, он чрезвычайно долго окупается. «Сроки окупаемости гостиничных объектов составляют около 10 лет, а спортивные объекты – и того дольше. Представить себе, что какая-либо компания просчитывает варианты окупаемости такого проекта и в зависимости от этого составляет бизнес-план, довольно сложно. Скорее всего, строители планируют в будущем продать спортивные объекты стратегическому инвестору или государству», – отмечает эксперт.


Независимо от масштаба работы, больше всего дивидендов фирмы, строящие спортивные объекты, получают от лояльности государства


По мнению участников рынка, независимо от масштаба работы, больше всего дивидендов фирмы, строящие подобные объекты, получают от лояльности государства. «На уровне девелоперов бонус от властей может заключаться в поддержке компании, например, при выборе подрядчиков или распределении участков. Местным властям зачастую удобнее работать со структурами, в которых они уверены», – отмечает Евгений Скоморовский. На уровне крупных финансово-промышленных структур вроде ВТБ или «Газпрома» система работает так же, хотя и в иных масштабах. В частности, ВТБ в кризис получил прямую поддержку от государства и теперь вынужден демонстрировать свою лояльность, одним из проявлений которой считается нагрузка в виде спортивного клуба. Отличие от компаний, работающих на уровне реконструкции районов, заключается в одном. Если в случае строительства спорткомплекса девелопер тратит частные средства, то госкомпании в этом случае вкладывают фактически госсредства, которые вернутся не скоро.

Еще по теме