Приручить «крипту»: станет ли Франция новым центром цифровых валют

18.05.202319:40

Франция решила у себя приютить криптокомпании, ушедшие из США на фоне ужесточения регулирования. Сейчас во Франции зарегистрировано уже около 74 компаний, и их станет больше из-за укрепляющегося в ЕС законодательства по регулированию рынка криптоактивов. Оно станет отправной точкой и для американских регуляторов, считают во Франции. В реестре зарегистрированных криптокомпаний страны уже есть криптобиржи Binance и Bitstamp.

«Если американские игроки хотят извлечь выгоду из французского режима [регулирования] в очень краткосрочной перспективе, а с начала 2025 года — от европейских соглашений, то мы приветствуем их. У нас хорошие отношения с американскими партнерами», — цитирует CoinDesk генсекретаря Комиссии по надзору за финансовым рынком Франции (AMF) Бенуа де Жювиньи.

Издание утверждает, что в реестре Франции зарегистрировались уже 74 криптовалютных компании, среди которых криптобиржи Bitstamp и Binance. Последняя, к слову, уже начала проводить пилотные платежи в магазинах страны с помощью облачной платежной платформы Ingenico через Binance Pay. Число таких компаний может стать больше благодаря единогласному одобрению Совета ЕС (входят 27 стран) законопроекта по регулированию крипторынка (Markets in Crypto-assets; MiCA).

У Binance, в частности, особые отношения с Францией. О планах открыть в этой стране штаб-квартиру основатель и гендиректор биржи Чанпэн Чжао заявлял еще в 2021 году. «Франция — естественный выбор для регионального и, возможно, глобального головного офиса. Мы хотим регулирования для ускорения роста», — объяснял он.

На следующий год, в 2022-м, Binance объявила о партнерстве с французским стартап-инкубатором Station F и инвестициях в размере €100 млн в рамках расширения присутствия в Европе. Чжао уже тогда уточнил, что Франция «имеет уникальную возможность стать лидером индустрии в Европе», добавив, что местная команда Binance насчитывает уже 50 сотрудников.

прочитать весь текст

Дикий криптозапад

Депутаты Евросовета взялись за комплексное регулирование крипторынка в самый разгар массовых банкротств в индустрии в конце 2022 года. По словам конгрессмена от Германии Стефана Бергера, MiCA поставит ЕС «в авангарде экономики цифровых активов и восстановит доверие, которое было подорвано крахом [криптобиржи] FTX». Финансовый комиссар Мейрид МакГиннесс подметила, что если бы компания Сэма Бэнкмана-Фрида находилась под юрисдикцией ЕС, то этой ситуации удалось бы избежать.

Ликование по этой теме поддержали не все, писал Decritpion. В худшем случае криптокомпании — «это финансовые пирамиды, которые используются преступными группировками для отмывания денег и обмана обычных граждан», уверен представитель Ирландии Крис Макманус. Он решил поддержать проект только из-за его упора на прозрачность и защиту прав потребителей.

А Пол Танг, депутат Европарламента от Нидерландов, сравнил криптовалюту с тюльпаноманией, поразившей его страну в 1636-1637 годах. «Тогда пузырь лопнул, вкладчики, спекулянты и инвесторы остались в руинах. Сходство с цифровыми активами очевидное», — отметил политик.

Как бы то ни было, в конце апреля парламент ЕС проголосовал за MiCA, а в конце мая его одобрил Совет ЕС. Теперь европейские законы требуют от криптокомпаний:

Совет ЕС в добавок к MiCA одобрил новые меры по борьбе с отмыванием денег и налоговой отчетности для криптокомпаний. Документ обязывает их предоставлять государству данные о балансах своих клиентов. Мера пока не стала законом — это произойдет, когда Европарламент одобрит документ. 

Как только все директивы вступят в силу, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам получит полномочия запрещать или ограничивать бизнес криптокомпаний. Также биржи должны будут информировать о любых транзакциях на частные кошельки, если объем транша выше $1 тыс.

MiCA — это законопроект, который, по сути, приравнивает деятельность больших финансовых компаний, работающих с криптовалютой, к деятельности банков, то есть внедрит их в банковскую систему, отмечает криптоэксперт Евгений Каминский. Теперь все транзакции на любую сумму должны быть видимы властям, что привычно для криптоотрасли.

При этом стейблкоины, NFT и децентрализованные криптовалюты сразу выпадают из-под этого регулирования — по ним власти ЕС решения пока не приняли, отмечает Каминский. Следовательно, анонимные монеты «просто не могут идти в Европу», добавил эксперт.

Он сомневается в будущем сильном оттоке криптокомпаний из США, где цифровой рынок не такой и большой. Однако индустрия точно продолжит наблюдать за действиями регуляторов во Франции и Европе, в частности, следить за формированием законодательной практики, отметил Каминский.

Лебедь, рак и щука

По другую сторону Атлантики, в США, ситуация с попытками взять крипторынок под управление государством совершенно противоположная. Американские регуляторы воюют не только с биржами, но и друг с другом. Сейчас на поле боя есть два диктующих правила ведомства: Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Каждая по-своему видит определение криптовалют: SEC считает криптовалюту ценными бумагами, CFTC — товаром. При этом ведомства понимают, что между бумагами и товарами очень большая разница в контексте регулирования.

И с таким подходом власти США пытаются агрессивно подмять под себя крипторынок. Не зря председатель SEC Гэри Генслер называл криптоиндустрию централизованной и обвинял большинство криптобирж в нарушении закона о ценных бумагах и торговле незарегистрированными монетами. Крипторынки «в целом не соответствуют требованиям» и основаны на «ложном представлении» о децентрализации, уверял он.

Под горячую руку ведомств уже попали глава Terraform Labs До Квон, основатель Tron Foundation Джастин Сан, основатель MicroStrategy Майкл Сэйлор и криптобиржи Bittrex, Kraken, Coinbase и Binance вместе с основателем Чанпэном Чжао.

В неразбериху иногда вмешивается Минюст США, который нивелирует работу регуляторов и тянет обвинения в сторону несоблюдения санкций, как было с Binance. Ведомство планирует принять глобально «жесткие меры» в отношении биткоин-бирж, которые позволяют мошенникам «легко получать прибыль от своих преступлений и обналичивать деньги».

По оценкам ФБР, объем потерянных в результате преступных схем средств вырос примерно с $900 млн в 2021 до $2,5 млрд в 2022 году, пишет Financial Times.

прочитать весь текст

Более того, власти США собираются взять под контроль и децентрализованные биржи. Так, 18 мая глава CFTC Ростин Бенам заявил, что децентрализованные биржи и DeFi-протоколы будут регулироваться его ведомством или SEC, даже если компании работают автономно или «являются просто кодом». Если проект предлагает услуги клиентам из США и при этом нарушает местные законы, то власти будут преследовать его разработчиков, заявил он.

При этом американские власти не стесняются неопределенности в регулировании индустрии и открыто об этом заявляют. Тот же Бенам уточнял, что пока непонятно, за каким ведомством должна остаться монополия на контроль крипторынка. Ведь все дело в токенах, которые могут менять свои свойства в зависимости от рынков, где они торгуются. К примеру, инвестиционные токены могут продаваться на децентрализованных биржах, что делает их товаром, объяснил Бенам.

США не являются криптовалютным центром мира, отмечает Каминский. Он напоминает, что большие игроки предпочитают не раскрывать место своей регистрации — они лишь получают лицензии в интересных для себя странах мира «и спокойно работают». «Это похоже на идею децентрализованных финансов. При этом крупные компании если где-то и оседают, то в ОАЭ —Абу-Даби и Дубае. Много стартапов, в том числе и криптовалютных, есть и в швейцарском Цуге», — перечисляет эксперт.

Набирает силу Гонконг, который в вопросе легализации криптовалют негласно поддержал Пекин, писал Bloomberg. Компании, работавшие ранее на материковой части Китая (исключая Гонконг и Макао) вместе с зарубежными фирмами, уже начали регистрировать свой бизнес в Гонконге и планировать переезд на китайскую территорию. С 1 июня в городе вступит новый режим крипторегулирования, который может разрешить розничным инвесторам торговать цифровой валютой. И тогда, вероятно, усилия Гонконга и Парижа по регулированию крипторынка смогут стать примером для США и других стран, продолжающих видеть огромную опасность в цифровых валютах для своих граждан. Пересмотр отношения к уже не новой, но обкатанной технологии, и обучение, а не запугивание инвесторов–новичков, поможет криптоиндустрии раскрыться и быть полезной не только в будущем финтеха, но и для государственных инноваций.