Top.Mail.Ru
рынки

Пришествие дракона

Фото: Василий Кузьмичёнок / Агентство «Москва» Фото: Василий Кузьмичёнок / Агентство «Москва»

За два года количество регистрируемых китайских компаний в России выросло почти в четыре раза — пока с 40 до 145 в месяц. Такие цифры данные дают «Ведомости» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ и «СПАРК-Интерфакс». Но эти кажущиеся пока незначительными цифры — предвестники экономического передела, где на кону стоит будущее целых отраслей. 

Пятьдесят оттенков китайского присутствия

История знает немало примеров того, как опьянение «китайским экономическим чудом» оборачивалось для других стран горьким похмельем. Возьмем автомобильный рынок Малайзии — еще недавно гордость Юго-Восточной Азии. Национальный производитель Proton, некогда символ промышленной независимости страны, сегодня фактически превратился в китайский сборочный цех. «Это было похоже на медленное удушение, — признавался в частном разговоре один малазийский промышленник, – Сначала они предложили помощь, потом технологии, а затем мы проснулись и поняли, что уже не контролируем собственный рынок».

Российский автопром: первая линия фронта

Сегодня похожий сценарий разворачивается на наших глазах в России. Доля китайских автопроизводителей взлетела менее чем за три года с 7% (до начала СВО) до 60% (по итогам за 11 месяцев 2024 года по даннным «Автостата»). «Это не просто замещение ушедших брендов, — отмечает источник из числа ведущих российских дилеров, — Это полное переформатирование рынка. Китайские компании не просто продают машины — они создают новую реальность, где правила игры диктует Пекин».

Как отметил в интервью журналу «Компания» президент «АВТОВАЗа» Максим Соколов, «то, что китайские машины фактически заполонили в том числе и московские улицы, объясняется не только успехами автозаводов Поднебесной, но и госпрограммами бюджетной поддержки Китая, которые касаются и экспорта, и грантов на развитие внутренних мощностей». При этом, глава российского автоконцерна уточнил, что в последнее время детали господдержки автопрома в Китае стали засекречивать.

Битва за будущее

Сценарий захвата рынка отточен годами:

  • «фаза спасителя»: китайские компании приходят как «спасители» в критический момент;

  • «фаза щедрости»: предлагают товары по невероятно привлекательным ценам;

  • «фаза укоренения»: создают мощную инфраструктуру и связи;

  • «фаза доминирования»: постепенно вытесняют конкурентов и повышают цены;

  • «фаза контроля»: устанавливают полный контроль над рынком.

Цена дружбы

В отличие от стран Африки или Юго-Восточной Азии, Россия вступает в эти «объятия дракона» с позиции крупной промышленной державы. Но даже это может не спасти от экономической зависимости. Показательна история Шри-Ланки, где китайские инвестиции в инфраструктуру привели к тому, что страна фактически потеряла контроль над своим крупнейшим портом.

Что поставлено на карту:

  • автопром: уже фактически перешел под китайский контроль;

  • электроника: местное производство рискует превратиться в простую сборку;

  • инфраструктурное строительство: китайские компании начинают входить в крупные проекты;

  • технологический сектор: растет зависимость от китайских решений.


Игра на опережение

Как ни удивительно, но примером сопротивления тотальной экспансии Китая стал Вьетнам. Он смог избежать полного доминирования китайского капитала благодаря жесткой государственной политике. Нгуен Тан Зунг — премьер-министр Вьетнама с 2006 по 2016 год и один из ключевых реформаторов экономики страны — говорил, что Вьетнам научился говорить «нет» Китаю даже в тех случаях, когда предложение кажется очень привлекательным. Это было частью его стратегии по сдерживанию китайского экономического влияния и защите национальных интересов Вьетнама. России предстоит выучить тот же урок, и времени на это остается все меньше. 


Развилка истории

Экономист Дмитрий Прокофьев считает, что слишком быстрый разворот российской экономики на Восток может принести не только выгоды, но и проблемы.

По его мнению, российская модель внешней торговли не поменялась («ресурсы в обмен на все остальное»), но снизилась конкуренция на рынке сбыта (раньше было больше потенциальных покупателей), так что сейчас в торговом партнерстве РФ – КНР, очевидно, доминирует китайская сторона.

Происходит это потому, что для Китая Россия является менее значимым партнером по товарообороту — около 4% в 2023 году. Лидирующие позиции в товарообороте Китая прочно занимают ЕС (13,2%), США (11,2%), Япония (5,4%), Южная Корея (5,2%), Тайвань (4,5%) и Австралия (3,9%).

Учитывая доли в товарообороте и более высокую степень замещаемости сырьевых товаров по сравнению с промышленными, можно говорить, что зависимость Китая от поставок промышленных товаров из развитых стран значительно превосходит его зависимость от импорта российского сырья.

Сейчас Россия стоит на развилке: безусловно принять китайские инвестиции, рискуя повторить судьбу многих развивающихся стран, или выработать стратегию, позволяющую сохранить экономический суверенитет. Третьего пути нет — слишком высоки ставки в этой игре.