Пристегните ремни

25.10.201500:00

Еще недавно казалось, что все решено: «Трансаэро» – банкрот, кредиторы из 250 млрд руб. (85 млрд руб. – банки, остальное – лизинговые обязательства) получат крохи, маршрутная сеть перейдет «Аэрофлоту». Все шло к тому, что летать, кроме как «Аэрофлотом» и его «дочками», будет нечем. Но история получила неожиданное для многих продолжение.

Еще недавно казалось, что все решено: «Трансаэро» – банкрот, кредиторы из 250 млрд руб. (85 млрд руб. – банки, остальное – лизинговые обязательства) получат крохи, маршрутная сеть перейдет «Аэрофлоту». Все шло к тому, что летать, кроме как «Аэрофлотом» и его «дочками», будет нечем. Но история получила неожиданное для многих продолжение.

Владельцы «Сибири», семья Филевых, собаку съевшая на авиационном бизнесе, вытащившая свою авиакомпанию в прошлый кризис из предбанкротного состояния, решила помочь кредиторам вернуть часть средств, а заодно и самим укрепиться на рынке. Драйвером переговоров стал Михаил Прохоров, чей банк «МФК» не захотел терять свои деньги.

В итоге Плешаковы договорились о продаже 51% акций Филевым (см. текст на стр. 22). Но не тут-то было. Желающих погреть руки на этой истории много. Росавиация буквально сразу заявила о лишении «Трансаэро» сертификата эксплуатанта, вице-премьер Игорь Шувалов обратил внимание силовиков на беспорядки вокруг «Трансаэро», а «Аэрофлот» получил треть всех зарубежных направлений потенциального банкрота.

Смысл всех пертурбаций довольно прозрачен: мелкие и средние банки-кредиторы кровно заинтересованы в возврате своих денег, но после банкротства их вытащить будет неоткуда. Крупные госбанки в другом положении. ВТБ из 12,7 млрд руб. долга 9 млрд руб. вернет по госгарантии государство. У Сбербанка свои резоны. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев около трех лет был заместителем Германа Грефа, когда тот возглавлял Минэкономразвития, а познакомились они в 1990‑х, в то время нынешний глава «Сбера» работал в администрации Санкт-Петербурга. Потому усиление «Аэрофлота» за счет банкротства «Трансаэро» на руку «Сберу». И Савельев, и Греф на госпостах, потому вопрос денег для них вторичен.

Как разрешится эта ситуация, предсказать сложно. Надеюсь, что разум возобладает над желанием получить все и вся, и у Филевых появится возможность вывести «Трансаэро» из зоны турбулентности и вернуть кредиторам их деньги, пусть и не завтра. Вернуть, тем самым сохранив некоторые банки и конкуренцию на авиационном рынке.