Прививка от кризиса
Проблемы имеются и в сегменте лизинга вагонов. «Сегодня финансовая устойчивость таких контрактов (лизинга железнодорожного подвижного состава. – Прим. «Ко») очень мала. В случае если на рынке начнется даже небольшая вторая волна, таким компаниям будет нелегко, – рассказывает о положении в своей отрасли руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин. – Возможно, оптимальным способом выхода из такой ситуации может стать продажа вагонов (вместе с обязательствами по финансовому лизингу или кредиту) с одновременным заключением контракта аренды. Это то, что мы называем возвратным лизингом. Вполне возможно, что на рынке собственников вагонов в ближайшее время начнется консолидация именно на основе подобных продуктов, тем более что цены на вагоны прекратили бурный рост и находятся на «достойном» уровне». Однако далеко не все сегменты продолжают пребывать «на дне». «Довольно хорошо чувствуют себя отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос», – отмечает коммерческий директор ООО «ЛК «Юниаструм-лизинг» Алексей Буераков. Прежде всего, это производство почти всех товаров народного потребления (ТНП). Доходы людей во время кризиса оставались довольно стабильными, и это обстоятельство поддержало спрос на ТНП и услуги для населения. В дополнение к этому некоторые отрасли, особенно пищевое производство, выиграли от эффекта импортозамещения в результате частичной девальвации рубля. Неплохо себя чувствуют компании, производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду, в результате повышения тарифов на ЖКХ в 2009 году. Традиционно хорошо дела идут у добывающих, сырьевых и смежных с ними предприятий.
Болезни роста
«И их осталось восемь»
Но нет худа без добра: кризисные явления в экономике помогли очистить рынок от неконкурентоспособных фирм, при этом ведущие лизинговые операторы продолжали свою работу даже в самое неблагополучное время. «Выжили лизинговые компании, которые имели эффективные процедуры работы с проблемными активами, смогли сохранить портфель. Компания «Центр-Капитал» в 2009 году изменила свое стратегическое развитие в сторону повышения эффективности деятельности и оптимизации бизнес-процессов для подготовки к дальнейшему росту экономики», – рассказывает Елена Адамова. Для поддержания безупречной кредитной истории большое внимание «Центр-Капитал» уделял сохранению достаточной ликвидности, чтобы в полном объеме исполнять обязательства перед кредиторами и партнерами, а также произвести погашение находящегося в обращении облигационного займа. Компания продолжала в течение всего года заключать лизинговые договоры. «Мы начали сразу несколько крупных проектов по автоматизации бизнес-процессов, которые планируем завершить в 2010 году», – добавляет представитель «Центр-Капитала».
«Действительно, с рынка ушли, прежде всего, лизингодатели, бравшие на себя высокие кредитные риски клиентов, а также лизингодатели, которые безответственно относились к процентным, валютным рискам и риску ликвидности, то есть не сбалансировали цену, срочность и валюту привлеченных средств с соответствующими параметрами размещения этих ресурсов», – подтверждает Алексей Буераков. Лизинговые операции – это довольно сложный вид деятельности, требующий глубокой компетенции и опыта, а также определенного запаса финансовой устойчивости у лизингодателя. Полезная роль кризиса состоит в том, что он «очистил» рынок от большого числа непрофессиональных лизингодателей, которые своими действиями создают в итоге сложности для клиентов и тем самым отчасти дискредитируют само понятие лизинга. По результатам кризиса опрошенные «Ко» эксперты ожидают активизации процесса укрупнения и консолидации лизинговых компаний, что, безусловно, пойдет на пользу и самой лизинговой отрасли, и клиентам-лизингополучателям. В последнем случае выгода очевидна, ведь уход лизингодателя с рынка может привести к серьезным проблемам лизингополучателя. Поэтому участники рынка советуют своим нынешним и потенциальным клиентам вспомнить о советах, которые они давали еще до кризиса: выбирая себе партнера в лизинговой отрасли, нужно в первую очередь отдавать предпочтение не стоимости его услуг, а стабильности бизнеса оператора. Не секрет, что с рынка в период экономического неблагополучия ушли по большей части как раз молодые фирмы, обеспечивавшие себе агрессивный рост за счет заниженных тарифов.
«В конце 2009-го компанией были предприняты действия, которые в текущем году позволили достаточно быстро справиться с последствиями кризиса и эффективно решить возникшие проблемы. Для достижения намеченных результатов мы ориентировались на усовершенствование методов работы с клиентами, расширение продуктового ряда, создание наиболее выгодных условий по лизингу.
Мы значительно понизили стоимость предлагаемых лизинговых услуг, а также выпустили на рынок несколько новых краткосрочных продуктов с минимальными ставками, существенно опережающими общие тенденции рынка. К примеру, в сотрудничестве с поставщиками и импортерами автомобилей компания разработала ряд программ, позволяющих выгодно приобрести автомобили, в том числе и с нулевым удорожанием. Кроме того, мы единственные выпустили на рынок эксклюзивную программу, в которой сумма лизинговых платежей меньше розничной цены автомобиля, то есть по сути это еще дешевле, чем лизинг под 0%. По этой программе стоимость договора лизинга с учетом всех процентных платежей на некоторые автомобили BMW, Citroen, Ford, Mercedes, Nissan, Renault, Kia ниже розничной стоимости этих автомобилей на 2,3% и даже на 5% в зависимости от конкретной модели и условий лизинга».
Риск – дело неблагодарное
Основной урок, который участники лизингового рынка вынесли из кризисного времени, – это понимание необходимости очень серьезно относиться к оценке уровня рисков той или иной сделки. «Значительно большее внимание лизинговые компании стали уделять обоснованности и достоверности бизнес-планирования. Они предпринимают меры для минимизации кредитных и операционных рисков на подготовительном этапе организации лизинговой сделки. Следует отметить, что ОАО «ВТБ-Лизинг» последовательно применяло и применяет политику взвешенного подхода к рискам», – подтверждает Андрей Коноплев. Лизингодатели стали уделять более пристальное внимание каждому клиенту и каждому договору как со стороны лизинговой компании, так и со стороны финансирующего сделку банка. Во-первых, тщательнее анализируются экономические показатели лизингополучателей, ситуация в их отраслях и кредитная история каждого конкретного клиента. Во-вторых, ужесточились условия предоставления имущества в лизинг – они в каждом конкретном случае уникальны. Общих «рецептов» для всех, по которым раньше оборудование в лизинг на практически равных условиях могла получить компания с 20-летним стажем и только что созданная фирма, теперь на рынке практически не встретишь. Дифференциация очень серьезная, как и риски, которые несет на себе лизингодатель.
«Нельзя сказать, что подходы к оценке изменились принципиально. Если предприятие убыточное, то его платежеспособность оценивается как самая слабая, и это не зависит от того, кризис сейчас или нет», – не соглашается Алексей Буераков. Изменения по преимуществу отмечаются в области условий лизинга. В 2009-м – начале 2010-го финансовое состояние большинства российских компаний ухудшилось, у кого-то возникли затруднения с ликвидностью. «В то же время мы понимаем, что для многих предприятий это лишь временные трудности, связанные с резкими изменениями экономических условий. Если мы видим здоровую бизнес-модель, адекватные бизнес-планы предприятия, мы готовы его финансировать, даже если финансовое состояние не идеальное», – рассуждает Алексей Буераков. При этом его компания несколько больше, чем до кризиса, внимание уделяет залогу имущества как способу дополнительного обеспечения сделки. Поскольку у предприятий стало меньше свободных средств, компании зачастую готовы идти на заметное снижение аванса по договору лизинга в случае предоставления лизингополучателем дополнительного залога.
«Для того чтобы лизинговые компании могли чувствовать себя уверенно на рынке с точки зрения риска, их портфель не должен быть сконцентрирован на одной отрасли, на одном регионе либо на одном клиенте. Чем более диверсифицирован портфель, тем лучше», – делится опытом Елена Адамова.
Приемлемый уровень достигается уже при 5–8 отраслях и 3–5 регионах, «входящих» в портфель приблизительно равными частями. Универсальность деятельности компании «Центр-Капитал» и многолетний опыт работы позволяют ей качественно диверсифицировать портфель и минимизировать возможные риски. Разумный баланс между ростом бизнеса и уровнем риска, поиск новых потенциальных клиентов и дополнительных источников финансирования – вот основные факторы активного развития в посткризисный перио.
«Наибольший интерес конфискованное лизинговое имущество представляет для малого и среднего бизнеса, сегментов, наиболее ограниченных в финансовых средствах. В России нет еще отработанных механизмов реализации конфискованного лизингового имущества. Вынужденное обращение лизинговых компаний к скрытым возможностям вторичного рынка позволяет усмотреть в этом важное положительное значение кризиса, а именно стимул для развития оперативного лизинга в стране».
Акцент на перспективу
При сохранении благоприятных экономических условий можно прогнозировать, что в ближайшее время продолжится восстановление объемов лизингового рынка, ожидается рост нового лизингового бизнеса примерно на 15 – 20%. При этом через два-три года рынок, скорее всего, сможет достичь докризисных объемов. Также до конца 2010-го Государственная дума РФ должна рассмотреть проект изменений в закон «О лизинге», подготовленный Министерством экономического развития. Документ позволит лизинговым компаниям работать с некоммерческими организациями и физическими лицами, легализует право повторной передачи активов в лизинг, а также значительно облегчит изъятие техники у недобросовестных должников. «Эти изменения, несомненно, благоприятно скажутся на дальнейшем развитии российского рынка лизинговых услуг», – уверена Елена Адамова.
«При сохранении стабильной макроэкономической конъюнктуры можно ожидать динамичный рост рынка лизинга в 2011 году и впоследствии. Предприятия мало обновляли основные средства в 2009-м и первой половине 2010-го, средний уровень износа вырос, хотя и раньше был очень высоким. По мере развития российской экономики модернизация основных средств становится все более значимым фактором конкурентоспособности предприятий», – добавляет Алексей Буераков. При этом Андрей Коноплев видит хороший потенциал в сфере лизинга сельскохозяйственной техники ввиду наличия значительных льгот, установленных государством. «Определенное развитие в ближайшем будущем получит сегмент оперативного лизинга. Это связано с существенным повышением спроса на данный вид услуг по сравнению с предыдущими периодами. Кроме того, определенные тенденции к развитию наблюдаются в сфере лизинга недвижимости», – перечисляет перспективные сферы Андрей Коноплев.