Приземлили
Кризис у авиаперевозчика (51% принадлежит А1, инвестиционному подразделению "Альфа-групп", 49% - американскому фонду Indigo Partners) начался в июне этого года, когда ведущих иностранных топ-менеджеров, включая управляющего директора "Авиановы" Эндрю Пайна, отстранили от работы. Тогда представители А1 объяснили кадровые перестановки тем, что убытки "Авиановы" оказались на $20 млн больше запланированного. По заказу группы A1 компания KPMG провела аудит "Авиановы", и по его результатам был сделан вывод о том, что предыдущий менеджмент нанес российским акционерам серьезный ущерб. Президент А1 Михаил Хабаров оценивает потери инвестфонда от участия в проекте в $40 млн. В ответ представители отстраненного топ-менеджмента разослали письмо, в котором назвали отчет KPMG грубым искажением реальных фактов, поскольку в нем "представлена попытка задним числом обосновать переворот в компании, осущественный группой A1 24 июня 2011 г.". Indigo Partners заявил, что не готов вкладывать средства в "Авианову", пока одним из совладельцев является А1. "Хабаров говорит о том, что предложенная Indigo бизнес-модель оказалась непригодной для России, а ее менеджмент - слабым, - отмечает заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - Думаю, что в Indigo работают тоже не летчики, а инвестиционщики и менеджеры, причем с большим и успешным опытом работы в авиации. Во всяком случае, способные раскрутить компанию и вывести ее акции на финансовый рынок, то есть уйти от долговой модели финансирования". В том, что проблемы перевозчика связаны с неправильной кадровой политикой А1, уверен и Эндрю Пайн. По его мнению, развала можно было бы избежать. "Мы знаем, что владельцы "Авиановы" пришли к соглашению о прекращении деловых отношений и закрытию авиакомпании через процедуру банкротства, и это, к сожалению, несмотря на ряд предложений, сделанных A1 для продажи и рекапитализации, - заявил в одном из интервью господин Пайн. - Компания успешно работала вплоть до 24 июня 2011 г., когда частью акционеров было принято решение взять управление под свой контроль и исключить высококвалифицированный менеджмент из офисов компании. В течение всего лишь трех месяцев успешная деятельность завершилась катастрофой".
Стратегия лоукостера - это дешевые билеты, минимум удобств для пассажиров, частые перелеты. Она определяется конфигурацией маршрутной сети, самолетным парком и идеологией продаж авиабилетов. Indigo Partners имеет несколько мировых успешных лоукост-проектов. "И в России инвестфонд основывался на тех же маркетинговых исследованиях, что и другой российский лоукостер - Sky Express, - поясняет пресс-секретарь Sky Express Виталий Коренюгин. - Но задержались с поиском инвестора". По его мнению, "Альфа" лукавит, говоря о неверной бизнес-модели. Во всяком случае, за полтора года работы ее можно было серьезно откорректировать, а два года - слишком маленький срок для окупаемости проекта бюджетного перевозчика в нашей стране. "Если А1 только сейчас говорит, что бизнес-модель в России не прижилась, такого не бывает, - подчеркивает Виталий Коренюгин. - Для такой инвестгруппы просчитать окупаемость проекта под силу".
В самом инвестподразделении "Альфы" считают иначе. "Авианова" развивалась вполне успешно. То, что происходит сегодня, во многом связано с тем, что второй акционер, фонд Indigo Partners, де-факто отказался финансировать дальнейшее развитие компании", - рассказывает директор по коммуникациям А1 Андрей Кочеров. На прошлой неделе руководство перевозчика направило в Росавиацию письмо об окончательном прекращении операционной деятельности с 10 октября, хотя ранее собиралось лишь приостановить действие сертификата эксплуатанта на неограниченный срок. В соответствии с российским законодательством приостановление сертификата возможно на срок до трех месяцев, после чего он будет аннулирован. "Сейчас мы ведем работу по смягчению последствий ухода авиакомпании с рынка", - заявил и.о. гендиректора "Авиановы" Константин Тетерин. Сегодняший долг перевозчика перед пассажирами составляет около $5 млн. "Еще $2 млн нам нужны для осуществления полетов в течение ближайшей недели", - добавляет Константин Тетерин. По его словам, эти деньги должна предоставить "Альфа-групп", которая гарантировала транш для покрытия расходов на перевозки до 9 октября. Также "Альфа-групп" выделит средства на компенсацию долгов и зарплат сотрудникам авиакомпании.
Между тем проблемы в "Авианове" могут нанести серьезный ущерб привлекательности отечественной гражданской авиации в глазах иностранных инвесторов. "Почти силовая замена менеджмента является тревожным сигналом. Даже если бы в сложившейся ситуации в сто раз менее правой стороной являлся Indigo, выглядит все это настолько варварски, что напрашивается единственный вывод: инвестировать в Россию нельзя", - сетует редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. Грядущая остановка деятельности "Авиановы" может привести к тяжелым последствиям не только для авиакомпании, но и для всей гражданской авиации РФ, ведь с рынка уходит сильный конкурент: со своими пятью самолетами "Авианова" в 2010 г. заняла шестое место по количеству перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях.
Еще по теме
Футболономика: Почему Англия проигрывает, Германия и Бразилия выигрывают, а США, Япония, Австралия, Турция и даже Индия выходят на первый план.