Top.Mail.Ru
архив

Призрак TUI

В феврале Москву посетила делегация топ-менеджеров крупного немецкого туристического концерна TouristicUnionInternational (TUI). Мировой туристический гигант не скрывает своего интереса к российскому рынку. Вопрос только в том, когда этот интерес перерастет в интервенцию.

 

Вряд ли немецкие туристические магнаты собираются вторгаться на российский рынок немедленно. Скорее всего, основная цель участившихся поездок – мониторинг возможностей ведущих туроператоров. По мнению советника по СМИ компании TEZTour Юрия Щеголькова, TUI не придет в Россию, пока наши компании не начнут работать по западным стандартам. Тем не менее очень характерно, что в состав немецкой делегации вошел и директор по слияниям. Более того, по словам эксперта ИС «БАНКО» Софьи Соболевой, немецкий гигант никогда не появляется на сырых, несформировавшихся рынках: его привлекают хорошо раскрученные направления, серьезные объемы по отправке и приему туристов.

На раскачку россиянам осталось не больше двух лет. Иначе отечественные туроператоры рискуют повторить судьбу своих коллег из Польши, Италии и Великобритании, где туристические обороты полностью контролирует немецкая компания. Чужие рынки TUI завоевывает быстро и эффективно.

 

Нам нужен мир. Весь мир

По данным ИС «БАНКО», годовой оборот немецкого туристического рынка (крупнейшего в Европе) составляет $27 млрд. Почти треть этого большого немецкого пирога принадлежит TUI.

В 1990-х из 12 тыс. из 17 тыс. немецких турагентств так или иначе контактировали с TUI. Однако, для того чтобы отправиться завоевывать мировые просторы, компании требовался крепкий и щедрый инвестор. Таким спонсором для TUI стал немецкий сталелитейный концерн PreussagAG. Перед этим стальной гигант предусмотрительно завладел группой транспортных компаний Hapag Lloyd (грузовой и круизный флот, чартеры). Венцом хитрой комбинации стало объединение транспортных мощностей Hapag Lloyd с туристическими объемами TUI. Так появился на свет непобедимый альянс крупнейшего оператора и мощного перевозчика. Интересно, что, продавшись на корню сталелитейщикам, концерн TUI утер нос главному конкуренту – компании C&N, номеру два в немецком туризме. Проигравшим пришлось рассчитывать только на собственные силы.

TUI применяет несколько основных стратегий захвата европейских рынков. Главный сигнал к началу вторжения – увеличение туристического потока в ту или иную страну. А дальше немцы могут действовать по-разному. Например, купить контрольный пакет акций лидера или одного из лидеров местного рынка. Так было в Великобритании и Турции. В сентябре 2000 года британский туроператор Thomson перешел в руки Preussag. Цена вопроса составила 1,8 млн фунтов. Объединение Thomson и TUI породило супергиганта с оборотом 7,5 млн фунтов в год и неограниченными возможностями на основных европейских рынках, включая Скандинавию. По словам Софьи Соболевой, в 2000 году германский концерн совершил еще одну выгодную сделку – приобрел 75% турецкой компании Gulet Tourism, став первым крупным западным туроператором, пришедшим в Турцию. Однако основной объект интересов компании – Средиземноморье. «Мы ежедневно отправляем 50 – 60 тыс. человек в Грецию и на Мальорку», – подчеркивает Барбара Пайсерт, продакт-менеджер TUI.

Поглотив NouvellesFrontieres, мощного французского туроператора, TUI укрепилась во Франции. В мае 2001 года был захвачен итальянский рынок. Итальянская финансово-промышленная группа IFIL и Preussag анонсировали старт нового совместного проекта, по которому 10% акций крупнейшего туроператора Alpitour отошли немцам. Альянс с IFIL открыл немцам доступ к французской системе Club Med и французской гостиничной сети Accor. Итальянско-французский вариант, по мнению Соболевой, применяется TUI на рынках, где нет ярко выраженных лидеров. Для полного триумфа TUI не хватает Испании.

А все потому, что президент испанской Viajes Halcon/Marsans Гонсало Паскуаль заломил слишком высокую цену – 150 млн евро. Тем не менее г-н Паскуаль признает, что поглощение его компании немцами – дело времени.

Третий вариант захвата рынков активно применяется в Восточной Европе. Сначала TUI продает франшизу, а затем заявляет о своем приходе на рынок в качестве основного игрока. По слова Щеголькова, TUI гарантирует качественный наземный сервис на основных турнаправлениях, а франчайзи обеспечивают чартеры и гидов. Так было и в Польше. Хотя стоимость франшизы составляет порядка $20 тысяч, число польских франчайзи уже достигло 215. Доля польского чартерного рынка, контролируемого немецким концерном, приближается к 45%. TUI также активно инвестирует средства в болгарские курорты Солнечный Берег, Албена и молодежный центр «Приморско».

 

На пороге

Юрий Щегольков считает, что, прежде чем прийти в Россию, TUI создаст 50 новых агентств и постарается построить собственную сбытовую сеть. Некоторые российские компании уже активно сотрудничают с TUI. В их числе и достаточно крупные туроператоры – такие, как «Мир Аэрофлота» и «Аэротур» (помните польский сценарий?).

Список потенциальных российских жертв TUI может пополниться очень быстро. По мнению Софьи Соболевой, TUI достаточно лишь намекнуть о своем желании появиться на русском рынке, чтобы получить на выбор пакеты акций крупнейших отечественных туроператоров, мечтающих оказаться под крылом хищника из Германии. Впрочем, есть и такие компании, которые не горят желанием продаваться немцам. «Если речь идет о слиянии или о покупке – то это не к нам», – заметил глава компании «Натали Турс» Владимир Воробьев.

Сами немцы весьма осторожны в оценках. «Возможно, в будущем туризм в России станет более развитым, и там появятся интересные для нашей компании партнеры», – говорят представители TUI. Вполне возможно, что осторожность немецкой компании объясняется неудачным опытом первого вторжения в Россию. В 1994 году TUI через дочернюю компанию работала в России на испанском направлении. Однако прозрачные схемы работы западного гиганта не работали на «сером» российском рынке середины 1990-х, и, столкнувшись с проблемами, немцы ушли. Но времена меняются. А вместе с ними меняются и взгляды.

 

У российских -- собственная гордость

До сих пор неясно, сколько же на российском рынке действительно работающих туроператоров. По данным РАТА, на сегодняшний день зарегистрировано 12 200 компаний, но реально работают не больше половины из них. Информационная непрозрачность приводит к тому, что реальных оборотов туристического рынка России не знает практически никто. По разным оценкам, на нем вращается от $120 млн до $200 млн.

Сами туроператоры надеются, что ситуация прояснится после завершения начавшегося процесса перелицензирования операторов. По словам пресс-секретаря РАТА Ирины Тюриной, раздельное лицензирование для туроператоров и агентов – первый шаг к повышению ответственности туротрасли перед потребителем. Следующий шаг – введение финансовых гарантий для туроператоров. Для компаний, работающих на международных направлениях, обсуждается цифра в $33 300, а для внутренних операторов – $133 200.

 

Что такое TUI

Оборот: За девять месяцев 2001 года – $10 млрд. Входит в группу компаний Preussag AG мирового лидера на глобальном рынке туризма. Группа Preussag контролирует 80% европейского туристического рынка и объединяет 3658 транспортных агентств, 75 туроператоров, 88 самолетов, 49 принимающих агентств, 270 гостиниц. Услугами TUI пользуются 22 млн отдыхающих во всем мире.

Стратегия: Формирование и реализация турпродукта на основных европейских направлениях.

Сильные места: Агрессивная политика на внешних рынках, огромные объемы перевозок, грамотный маркетинг.

Слабые места: Недостаточное присутствие на рынке США.

Конкуренты: Neckermann, American Express travel service, C&N Touristic.

Планы: Экспансия на рынки Восточной Европы, Юго-Восточной Азии.

Еще по теме