Призрак Xzibit
Развлекательная программа «Тачку на прокачку» (Pimp My Ride), начавшая выходить в США в 2004 г., стала одной из самых рейтинговых на американском телевидении. Ее ведущий, харизматичный рэпер Xzibit, сделал из весьма заурядного зрелища тюнингования автомобилей настоящее шоу.
Лично мне больше всего нравилось в этой передаче отнюдь не то, как из автохлама создавались настоящие шедевры, а реакция владельцев, буквально начинавших визжать и кататься по полу при виде выезжающей из багажника тюнингованного монстра плазменной панели.
Шоу начали транслировать на российской версии канала MTV в 2009 г. Удивительным образом именно с его выходом совпало то, что тюнинг-ателье, ранее располагавшиеся буквально в гаражах и занимавшиеся по преимуществу обклейкой автомобилей цветной пленкой и кустарным производством агрессивных бамперов и спойлеров, начали превращаться в весьма крупные конторы с собственным высокотехнологичным производством.
Об одной из таких компаний Larte Design мы уже писали около года назад. Но в большинстве случаев такие фирмы ограничиваются лишь внешним тюнингом или – как максимум – перетяжкой салона кожей другого цвета. Некоторые специализируются на придании машине «спортивного характера», ставя прямоточные глушители, фильтры нулевого сопротивления, спортивные тормоза и многое другое. Но ни одна из известных нам компаний не могла предложить чего-то «эдакого», от чего клиент, как в шоу Xzibit, мог бы забиться в истерике. Однако, как оказалось, в России есть ателье, специализирующиеся на «глубокой» переделке элитных автомобилей.
Hummer для Пугачевой
«Первый в России удлиненный белый Hummer, который Киркоров подарил Пугачевой, в 2003 г. приехал из Америки уже тюнингованным. Но откровенно говоря, это был не тюнинг, а какая-то порнография: сиденья из кожзаменителя, светодиоды на потолке. Все выглядело, скажем прямо, несколько убого», – вспоминает один из основателей компании «ТЭК электроникс» Алексей Фомин. «Есть такое понятие – «реинкарнация» автомобиля. Но реинкарнация подразумевает вначале смерть. Так и было: мы выносили из машины абсолютно все, оставляя голый остов», – добавляет второй соучредитель компании, Сергей Кузьмин.
Задачи заказчик поставил достаточно простые, но реализовать их на базе стандартного оборудования машины было крайне сложно. Например, требовалось установить климатическую установку, которая прогревала бы огромный салон во время суровых российских зим. Штатная печка автомобиля для этого абсолютно не подходила. Панель управления была поставлена от Mercedes-Benz, под эту панель спроектировали и сделали новую электронную плату. От нее по всему автомобилю проложили полностью новую проводку, спроектированную под требования заказчика. Бар был роботизирован: сначала выезжает крышка с подстаканниками, затем выдвигается бар с бутылками, везде зажигается подсветка, и управляется все это с единого пульта, не говоря уже о том, что таких баров в машине было три.
«Когда из США в Россию привезли первый «гражданский» Hummer, его покупатель приехал к нам со словами: «В армии я уже поездил на табуретках, больше не хочу. Поставьте мне в него сиденья от BMW и салон сделайте похожим на «Гелендваген», – вспоминает еще один пример Алексей Фомин. Перетянуть салон кожей не составит большого труда, с этим могут справиться и «гаражные» тюнинговые компании, а вот поставить абсолютно другое кресло на штатные полозья Hummer не получится, для этого необходимо переделать не только механическую часть, но и электронику.
Сначала это были разовые заказы, а затем благодаря «сарафанному радио» клиенты пошли потоком. Основатели «ТЭК электроникс» перечислили громкие фамилии, но затем попросили их не публиковать, так как участники списка Forbes могут обидеться. Достаточно сказать, что они приложили руку к работе даже над автомобилями, входящими в правительственный кортеж. Но говорить об этом не любят: реклама им не нужна, так как потенциальные клиенты их все равно знают, а на массовый сегмент они не ориентируются. Да и не может быть настоящий, эксклюзивный тюнинг массовым. Да, есть западные тюнинговые ателье, такие как AMG или Brabus, но их тюнинг достаточно «стандартизованный», он не ориентирован на взыскательного заказчика, которому нужен, например, бар справа, а не слева в машине или экран в 40 дюймов за спиной водителя, а не маленькие мониторы в подголовниках передних сидений.
Первый блин иммобилайзером
В середине 1990-х основатели «ТЭК электроникс» учились в Бауманском университете и искали подработку. Некоторые их товарищи по курсу в то время трудились установщиками сигнализаций в фирме «Сотта» и помогли устроиться туда будущим предпринимателям. «Под Таганским мостом располагался один из боксов установки, рядом гаражи, мойка. Жуткое совершенно помещение, хотя по тем временам фирма была весьма солидная. У нее было несколько бригад, которые в круглосуточном режиме занимались установкой автосигнализаций», – рассказывает Алексей Фомин. Работа была хотя и весьма «пыльной», но прибыльной, так как именно в это время начали массово появляться первые иномарки, открываться автосалоны.
Между тем рынок автострахования пребывал в зачаточном состоянии. Естественно, что владельцы новеньких иномарок беспокоились о сохранности своих «железных коней», и поток клиентов центра установки «Сотта» не иссякал. Но особых перспектив у недавних выпускников Бауманки не просматривалось: либо ты простой установщик сигнализаций, либо мастер, который, по сути, является тем же самым установщиком, но с большей степенью ответственности. Поэтому они решили применить свои знания, полученные в институте, на практике, усовершенствовав электронные системы сигнализации. В свободное от работы время друзья занимались проблемой «обхода» штатного иммобилайзера автомобиля.
Дело в том, что это достаточно серьезная проблема для установщиков сигнализаций, которая не позволяла осуществлять дистанционный запуск двигателя, если в замке зажигания отсутствовал штатный ключ. То есть электронные системы воспринимали это как попытку угона. В 1998 г. проблему удалось решить, притом что никто из разработчиков сигнализаций и компаний-установщиков даже не думал о том, что подобное возможно. Тогда уже существовали «технологии», условно назовем их так, хотя технологичного в этом не было ничего: штатный ключ от автомобиля просто прятали в машине. И что бы ни говорили производители подобных сигнализаций, угонщики с легкостью могли найти его.
Выпускники Бауманки решили пойти иным путем: разработать специальную систему, которая бы «обходила» штатный иммобилайзер, чтобы лишить угонщиков «подарка» в виде спрятанного в машине ключа. Это была первая «проба пера» Сергея Кузьмина и Андрея Еремина, третьего соучредителя «ТЭК электроникс». Она, к сожалению, оказалась неудачной: не было спроса на их высокотехнологичную разработку. Проще было спрятать ключ в машине, да и штатные иммобилайзеры в то время ставились далеко не на все автомобили. Поэтому свое изобретение они положили «под сукно». «Тем более что грянул кризис 1998 г., и основной задачей стало выжить, а не заниматься перспективными разработками. Лично мои доходы в тот период упали в семь раз, пришлось искать новое место работы. Было не до изобретений», – вспоминает Сергей Кузьмин.
«Трубка» для VIP-клиента
Новым работодателем стала компания SV-Art, уже на тот момент бывшая самым серьезным тюнинговым ателье в России. И она, помимо банальной установки сигнализаций, работала также над мультимедийной средой автомобиля. Устанавливалась самая современная автоаккустика. Одним из первых заданий для молодых специалистов стала установка обычного бытового жидкокристаллического монитора для задних пассажиров.
«Изюминкой» было то, что клиент не хотел получить в придачу еще один пульт управления, а пожелал регулировать все со штатных кнопок автомобиля. Кроме того, понятно, что от прикуривателя этот телевизор работать не будет. «С ростом числа инженерных задач в SV-Art была создана собственная лаборатория. На нее начали сваливаться задачи из разряда «вот клиент хочет». И это надо как-то сделать, учитывая, что подобные решения в массовом порядке никто не реализовывал, начиная от автоматических раскладных диванов в автомобилях, плазменных панелей и заканчивая переговорными устройствами между водителем и пассажирами», – рассказывает Сергей Кузьмин.
Переговорное устройство, с одной стороны, вещь достаточно банальная, но, как оказалось, оно производится в промышленных масштабах только для кассиров в банках. Статусному человеку, едущему на бронированном «Мерседесе», такой системой пользоваться не с руки, не говоря уже о том, что она совершенно не приспособлена для использования в автомобиле. Подобные системы «фонят», как это бывает с громкой связью в автомобилях, голос говорящего «забивается» звуком динамика, если водитель и пассажир начинают говорить одновременно.
«Теоретически эта проблема решается использованием обычной телефонной трубки, но если водителю это еще позволительно, то VIP-пассажир пользоваться трубкой, как правило, не хочет», – рассказывает о проблемах Алексей Фомин. Разработанный переговорный аппарат некоторое время даже продавался в одном из немецких тюнинг-ателье.
Через какой-то период работы в SV-Art трое будущих основателей «ТЭК электроникс» решили, что пора бы не просто исполнителями быть, но и получать какую-то часть дополнительных доходов, появляющихся в результате продажи их изобретений и новаций. С этой, по их собственному признанию, «юношеской предпринимательской идеей» они пришли к руководству SV-Art и попросили процент от продаж инноваций. Как ни странно, но им пошли навстречу. До сих пор Алексей Фомин, Сергей Кузьмин и Андрей Еремин отзываются об SV-Art очень тепло, говоря о том, что собственным бизнесом они обязаны исключительно доброй воле и поддержке руководства SV-Art. Кстати, владелец этой компании теперь является одним из партнеров в рамках «ТЭК электроникс».
Модуль успеха
Решение отделиться, хотя компании до сих пор сотрудничают и совместно выполняют некоторые заказы, пришло года через два после получения процентов от прибыли в SV-Art. И оно, как признаются основатели, было скорее вынужденным, так как они разработали так называемый кан-модуль. Последний оказался очень востребованным на рынке, и возникла необходимость создать отдельное юрлицо, чтобы продвигать именно этот продукт. Особенность его заключается в том, что автомобили со временем стали более технологичными, и подключить какое-нибудь новое оборудование к их штатной системе было крайне сложно или попросту невозможно: электроника его просто не «видела».
В первую очередь этот модуль используется для подключения сигнализации, которая получает сигналы от электроники автомобиля. Для продажи этих устройств в 2005 г. был снят офис, наняты сотрудники. Каких-либо больших инвестиций не потребовалось. Более того, кан-модули стали покупать те, кто устанавливает сигнализации. Но со временем появились другие разработчики, выпускавшие собственные кан-модули, и на этом рынке стало слишком тесно. Алексей Фомин, Сергей Кузьмин и Андрей Еремин решили разработать собственную систему сигнализации для автомобилей. Впоследствии она получила название Prizrak и превратилась в основное направление работы «ТЭК электроникс». Особенностью состемы Prizrak является то, что она работает без классического для сигнализаций брелока: все управляется с мобильного телефона через GSM-модуль в автосигнализации или штатного ключа авто.
Иными словами, управление всей сигнализацией осуществляется с мобильного телефона, причем абсолютно не важно, на каком расстоянии находится автомобиль. Можно узнать его местоположение, завести двигатель, отключить охранную систему хоть из другого города или страны. Но это далеко не единственная «фишка» Prizrak. Компания изначально ориентировалась на продажи именно в России, поэтому при разработке учитывала особенности нашей страны. Например, то, что покрытие мобильного Интернета у нас есть далеко не во всех регионах. Поэтому программа управления оснащена функцией голосового меню. «Для того чтобы завести двигатель, нажмите цифру 1», – сообщает электронный оператор. Подобную функцию не реализовала пока ни одна компания, производящая GSM-сигнализации, кроме «ТЭК электроникс».
Китайский след
На сегодняшний день «ТЭК электроникс» входит в тройку ведущих отечественных производителей автосигнализаций и противоугонных устройств, ее выручка составляет порядка 200 млн руб. в год, а штат – около ста человек. У нее два основных конкурента – это Pandora (компания Alarm Trade) и StarLine. «У многих лидеров рынка – корни в Китае. Сейчас они начали переносить производство в Россию. В «ТЭК электроникс» с самого начала до сегодняшнего дня производство только в России, в отличие от других компаний», – поясняет Сергей Кузьмин. У компании собственные производственные площадки на Щелковском шоссе, где происходит сборка электронных компонентов сигнализаций, кроме того, она самостоятельно занимается разработкой всего программного обеспечения и техподдержкой.
«Что касается положения «ТЭК электроникс» на рынке, то перед своими основными конкурентами – StarLine и Alarm Trade – российский производитель имеет несомненное преимущество за счет того, что выпускает продукцию у нас в стране, – отмечает директор по послепродажному обслуживанию «Ауди Центр Восток» (ГК «Автоспеццентр») Алексей Кирдяшов. – При этом, насколько мне известно, начиная с августа 2014 г. Alarm Trade испытывала трудности с насыщением рынка – спрос превышал предложение, несмотря на 20-процентное повышение цен.
В итоге с 16 декабря производитель приостановил отгрузку установочным центрам до стабилизации ситуации на рынке. Поставки в этот же день заморозила и StarLine, которая до этого времени также испытала определенные сложности с оборудованием для оснащения автомобилей GSM-модулями». «ТЭК электроникс» с 16 декабря подняла цены на 20%, на сегодняшний день стоимость установки сигнализации обходится в 25 000–30 000 руб. Можно прогнозировать, что перспективы у компании есть, и единственным фактором, сдерживающим расширение бизнеса, может оказаться общее падение уровня продаж на российском авторынке. Оно обещает быть масштабным. По самым оптимистичным прогнозам, продажи новых машин в текущем году могут обвалиться на 40–50%.