Призраки былого
Немецкая газета DieTageszeitung сообщила, что Вацлав Гавел, Адам Михник и Дьердь Конрад, которых Запад вознес до высот мифических героев не только за их вклад в борьбу против коммунизма, но особенно за их нравственное противостояние любому угнетению человека, сегодня превратились в апологетов Соединенных Штатов Америки – государства, которое само стало угнетателем.
Фактически это не что иное, как обвинение в предательстве своих недавних идеалов.
Не знаю, какова была реакция Гавела и Конрада, а что до Адама Михника, то он почувствовал себя незаслуженно обиженным. Свою точку зрения Михник обосновал следующим образом (аргументация довольно длинная, но ее можно свести к нескольким основным моментам): война против Саддама является «справедливой», как были справедливы в свое время «войны, в которые были втянуты Польша против Гитлера и Финляндия против Сталина».
Кроме того, «это политически оправданная война, поскольку своей целью она ставит свержение диктатора, поддерживающего международный терроризм и стремящегося к обладанию оружием массового поражения».
Цитат приводить больше не стану, так как выступление Михника (точнее, статья из итальянской газеты LaRepubblica) – это набор идеологических штампов пятнадцатилетней давности, времен «холодной войны». Ее ветерану, вероятно, хотелось бы и дальше щеголять медалями за боевые заслуги на груди. Но дело в том, что приравнивать Саддама Хусейна к Гитлеру или Сталину значило бы пренебречь всеми критериями взвешенного исторического подхода. Другими словами, оба утверждения – явная чушь.
Есть еще одна мелочь, о которой не следовало бы забывать: Ирак не нарушал границ с другими государствами и ни на кого не нападал. Наоборот, именно он и подвергся нападению. В общем, вырисовывается такая картина: великан хватает муху и давит своим каблуком, а в это время подручные великана кричат, что муха ему угрожала. Может быть, оружием массового поражения? Но это оружие так и не было пущено в ход, хотя всем было очевидно, что муху прижали и ей конец. Что за глупая муха-самоубийца?! А может быть, – не знаю, мелькнула ли в уме у ветерана Михника такая мысль – никакого такого оружия-то у мухи и не было? Но если так, то великану, связавшемуся с мухой, нет никакого оправдания.
Есть еще один довод великана, который озвучил доблестный ветеран Михник: Саддам Хусейн поддерживал международный терроризм. Правда, единственные доказательства, приведенные госсекретарем США Колином Пауэллом на заседании Совета Безопасности ООН, были взяты, как выяснилось позднее, из дипломной работы одного английского студента. Работа была написана еще в те времена, когда Михника только освободили из застенков жестокого режима генерала Ярузельского.
Что сказать в заключение? Меня всегда поражала глубина мысли многих объективных аналитиков международной политики. Они, как правило, очень умны, проницательны, хорошо информированы. Порой они даже в состоянии заподозрить, что официальная версия, представленная правительством, необязательно правдива. В случае с Михником следовало бы ожидать, что, не раз сталкиваясь с ложью советского режима и польских коммунистических властей, он будет очень осмотрителен по части сказок, которые рассказывают руководители (любой страны), дабы оправдать собственные действия.
Но, похоже, ветеран Михник совершенно забыл, как устроен мир. Он так заворожен светлым умом Джорджа Буша, кристальной честностью Дика Чейни и Дональда Рамсфельда, что готов подписаться под каждым их словом. Пишет, что целью войны было свержение кровавого тирана. Ведь он в это действительно верит! Он и немногие ему подобные – это идеалисты, настолько неисправимые, что ни на минуту не сомневаются в великой миссии империи Абсолютного Добра.
Остальной мир не настолько доверчив. Он не поверил этим заверениям, и ООН не одобрила развязывание войны. Не поверили даже правительства Германии, Франции и Канады, а кроме того, и россияне во главе с Владимиром Путиным.
А медали на груди нестареющих ветеранов былых сражений за демократию сверкают сегодня как никогда.